Архат Ананда

  

Ананда (санскр. и пали Ānanda, букв. "Счастье", "Радость", тиб. kun dga' bo) – один из близких учеников Будды Шакьямуни, по родственной линии доводился Шакьямуни двоюродным братом. Со временем Ананда стал личным сопровождающим Будды и постоянно сопровождал Учителя в его странствиях, принимая участие во многих его беседах. Имея возможность в течение долгого времени находиться рядом с Буддой, слушать его проповеди, обладая прекрасной памятью и мудростью различения, Ананда досконально знал и понимал Учение. Среди последователей Будды он по праву считался Хранителем Дхармы.

  Ананда. Скульптура из Дуньхуана (Китай. VIII век н.э.)

Согласно буддийским текстам, Ананда и Будда Шакьямуни перевоплотились на Земле, спустившись с Небес Тушита. Они были рождены в один и тот же день. Их отцы были братьями. У Ананды было три родных брата: Ануруддха, Маханама, Панду, и одна сестра – Рохини. Из сутр известно, что Ануруддха вступил в Сангху вместе с Анандой и стал архатом, Маханама достиг в миру стадии Однократного Возвращения. О Рохини известно, что она обрела плод Вхождения в Поток, а после смерти переродилась на Небесах Тридцати Трёх Богов.

Ананда вступил в общину Будды в возрасте тридцати семи лет. Архат Белаттхасса стал тогда его инструктирующим учителем, обучающим монашеской дисциплине. Ананда был старательным и прилежным учеником и достиг плода Вхождения в Поток уже в свой первый ретрит, проходивший во время сезона дождей. Позже Ананда рассказывал своим товарищам по Сангхе, что в тот период большую помощь в духовном продвижении он получил от достопочтенного Пунны Мантанипутты. Обучая Дхарме новых монахов, тот объяснял им, что то, что понимается под "Я", не возникает без причин, а проявляется через форму, ощущения, представления, сформированный опыт и различение. Для большей наглядности этого утверждения достопочтенный Пунна использовал следующую аналогию. Если кто-нибудь захочет посмотреть на себя, на своё отражение, он сможет сделать это только благодаря причине, которой будет зеркало, или чистая поверхность воды. Таким же образом и пять накоплений (пять скандх) отражают образ "Я". Пока человек полагается на них, опирается на них, будет присутствовать и отражение "Я". Но когда человек прекратит опираться на них, исчезнет и сам образ "Я". Ананда размышлял вновь и вновь над этой аналогией, пока не стал ясно видеть в пяти накоплениях страдания, непостоянство и отсутствие независимого "Я". Это позволило ему не полагаться на скандхи, как на собственную основу. В результате он достиг плода Вхождения в Поток.


На двадцатом году монашества Ананды, Будда взял его в свои сопровождающие. Это произошло так. Будда созвал учеников на собрание и объявил: "За мои двадцать лет монашества, как основатель Сангхи, я имел много разных сопровождающих, но в действительности ни один из них не справлялся со своей должностью безукоризненно, поскольку всегда проявлялось некое своенравие. Теперь мне пятьдесят пять, и мне необходим заслуживающий доверия надёжный сопровождающий".

Тотчас благородные ученики стали предлагать свои кандидатуры. Но Будда не принимал ничьих предложений. Тогда великие монахи обратили внимание на Ананду, который скромно молчал, и спонтанно предложили его кандидатуру. Благодаря его безукоризненному монашескому поведению Ананда явно подходил для предлагаемой должности. Когда его спросили, почему он единственный не предлагает свою кандидатуру, Ананда ответил, что Будда знает лучше, кто подходит ему в сопровождающие. Абсолютно доверяя выбору Самого Почитаемого, он даже не пытался высказывать своё желание быть его спутником, хотя желал этого.

Затем Будда объявил, что доволен Анандой и принимает его в сопровождающие. Ананда не возгордился, что Учитель предпочёл его другим великим ученикам, а попросил Будду о выполнении восьми условий на его согласие быть сопровождающим. Во-первых, Учитель никогда не должен передавать ему подаренную одежду. Во-вторых, он не должен давать ему пищу, лично полученную Буддой, как подаяние. В-третьих, получив место для отдыха, он не должен предлагать его Ананде. В-четвёртых, получив личное приглашение, он не должен брать Ананду с собой (например, возможен случай, когда проповедь Дхармы будет сочетаться с принятием пожертвованной пищи).

Помимо этих четырёх условий, что не должен делать Учитель, Ананда попросил о других четырёх условиях, дающих Ананде привилегии. Во-первых, если Ананда будет приглашён на трапезу, он просит Учителя о праве перенаправить это приглашение Будде. Во-вторых, он просит Самого Почитаемого о привилегии провожать к Будде людей, если те прибыли из отдалённых областей. В-третьих, если он будет иметь какие-либо сомнения или вопросы по Дхарме, он просит Преподобного Учителя о праве задавать Будде такие вопросы в любое время. В-четвёртых, если Будда будет проповедовать во время отсутствия Ананды, тот просит о праве вновь услышать от Будды ту проповедь лично.

Ананда объяснил выдвигаемые условия так: если первые четыре условия не будут приняты, тогда люди могут посчитать, что Ананда принял должность сопутствующего монаха, думая о материальных преимуществах; а если он не выдвинет четыре последних условия, то было бы правомерно сказать, что он выполняет свои обязанности, забыв о собственном духовном продвижении на Святом Пути. Будда согласился с этими разумными требованиями.


С тех пор Ананда стал постоянным спутником и помощником Самого Почитаемого. На протяжении двадцати пяти лет он был преданным слугой Будды. Перед своей Паринирваной Будда скажет об этом так:


"В течение долгого времени, Ананда, ты служил Татхагате со святой любовью в поступках тела, с заботой, радостью и безграничной [преданностью]; со святой любовью в поступках речи, с заботой, радостью и безграничной преданностью; со святой любовью в поступках ума, с заботой, радостью и безграничной преданностью. Ты накопил [огромную] заслугу, Ананда. Приложи теперь все свои силы к практике, и ты быстро освободишься от утечек".*


"Dīgharattaṃ kho te ānanda tathāgato paccupaṭṭhito mettena kāyakammena hitena sukhena advayena appamāṇena, mettena vacīkammena hitena sukhena advayena appamāṇena, mettena manokammena hitena sukhena advayena appamāṇena. Katapuñño'si tvaṃ ānanda padhānamanuyuñja , khippaṃ hehisi anāsavo"ti.


Тогда же Самый Почитаемый обратился к монахам со словами:

"Монахи! У всех Самых Почитаемых, Архатов, Достигших Совершенного Пробуждения прошлых времён также были замечательные приверженные монахи-сопровождающие, такие, каким был для меня Ананда. Монахи! А также у всех Самых Почитаемых, Архатов, Достигших Совершенного Пробуждения будущих времён будут замечательные приверженные монахи-сопровождающие, такие, каким был для меня Ананда.

Монахи! Ананда – умный и мудрый человек. Он знает подходящее время для монахов, когда те могут встретиться с Татхагатой, он знает подходящее время для монахинь, подходящее время для верующих мужчин и верующих женщин, время для королей и государственных министров, время для учителей других вероисповеданий и для их учеников.

Монахи! У Ананды есть четыре редких превосходных качества. Каковы эти четыре качества? Монахи, когда бхиккху приходят к Ананде, они радуются при виде его. И если затем он рассказывает им о Дхарме, они получают радость от его проповеди. А когда он умолкает, это их огорчает. И то же самое случается, когда монахини, верующие мужчины или верующие женщины приходят к Ананде: они радуются при виде его. И если затем он рассказывает им о Дхарме, они получают радость от его проповеди. А когда он умолкает, это их огорчает.

Монахи! У царя-чакравартина есть четыре редких превосходных качества. Каковы эти четыре качества? Монахи, когда кшатрии приходят к царю-чакравартину, они радуются при виде его. И если затем он рассказывает им о Дхарме, они получают радость от его проповеди. А когда он умолкает, это их огорчает. И то же самое случается, когда брахманы, домовладельцы или монахи-отшельники приходят к царю-чакравартину: они радуются при виде его. И если затем он рассказывает им о Дхарме, они получают радость от его проповеди. А когда он умолкает, это их огорчает.

Монахи! Точно такие четыре редких превосходных качества есть у Ананды".

Из Маха-Париниббана Сутты


Ананда достиг архатства только после смерти Будды Шакьямуни. После достижения личного Освобождения, по просьбе архатов, он пересказал на первом буддийском соборе проповеди и высказывания Самого Почитаемого, а также их предысторию; проповеди и высказывания великих учеников Будды, а также их предысторию; и это в совокупности стало составлять Сутру (один из трёх разделов Трипитаки). На этом соборе архат Упали (санскр. Upāli) изложил Винаю, а Маха-Кашьяпа (санскр. Mahā Kāśyapa) – Абхидхарму. Маха-Кашьяпа в то время возглавлял общину монахов. Перед своей кончиной Маха-Кашьяпа назначил руководить Сангхой архата Ананду. Таким образом, после Маха-Кашьяпы Ананда стал вторым патриархом.


Во многих прошлых жизнях Ананда перевоплощался вместе с будущим Буддой, что нам известно из джатак – историй о прошлых жизнях Будды. В далёком прошлом и Ананда, и Шакьямуни дали великий обет – решимость стать Татхагатой. Согласно "Саддхармапундарика-сутре", они приняли это решение одновременно. Будде Шакьямуни суждено было достичь этого состояния раньше. Ананде предстоит стать совершенным Буддой в будущем.

Ананда умер в возрасте ста двадцати лет. Перед смертью он обратил в буддизм Мадхьянтику, который впоследствии распространял Дхарму в Кашмире.


О драматическом периоде в жизни Ананды, о его последующем становлении архатом и о Первом Соборе, положившем начало Трипитаке, читайте на странице "Архаты. Времена без Будды"


Ссылка: "Ananda. The Guardian of the Dhamma" by Hellmuth Hecker


Ананда

kun dga' bo [Кун-га-во] Кунгаво / Ананда
kun dga' [кун-га] кунга – радость, счастье; Ананда

Примечание: * Освободиться от утечек – это значит достичь личного Освобождения, стать архатом. Под утечками понимается влечение к чувственным желаниям, или к существованию, или к состоянию неведенья; другими словами, это жажда, влекущая к перерождению. (^)



На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times