Атман или анатман? "Я" или не-"Я"?

В эзотерическом буддизме есть понятие "Ваджракая" (а также "Махасукхакая"), означающее состояние за пределами пяти скандх. Оно есть также состояние, реализованное Буддой, его Маханирвана. И об этом состоянии можно сказать, что это наше истинное состояние. Оно не является тем "я", которому двойственный ум, в силу своей рассудочности и желания представить, приписывает какие-либо качества существования. Оно не является не-"Я", поскольку природа Будды – в этом состоянии, и это состояние потенциально присуще нам, присуще всем душам. Эту природу возможно постичь только благодаря правильной духовной практике. Существует духовный путь, ведущий к нашей истинной сущности. Другими словами, доктрина о не-"Я" (пали анатта, санскр. анатман) есть Учение об отсутствии "Я" в Пяти Накоплениях (т.е. в пяти скандхах).

Будда не говорил своим ученикам: существует "Я" или не существует "Я". Когда его однажды спросили прямо, существует ли "Я" или не существует, он отказался отвечать. Позже он объяснил, что придерживаться положения: существует "Я", или придерживаться положения: не существует "Я", – значит впадать в крайние формы ложного воззрения, которое делает невозможным буддийскую практику. Поэтому такой вопрос не должен задаваться. Но Будда также говорил: смотрите на скандхи как на то, что не есть "Я".



Колесо Закона


На главную страницу    |    На дополнительную страницу