Чакрасамвара (санскр. Cakrasaṃvara, или Saṃvara; тиб. 'khor lo sdom pa Корло Домпа, букв. "Колесо соблюдения заповедей", "Круг обетов", также тиб. 'khor lo bde mchog Корло Дэмчог, или bde mchog Дэмчог букв. "Круг Высшего Блаженства", "Колесо Высшего Блаженства", "Высшее Блаженство") божество медитации, главный йидам Чакрасамвара-тантры. |
Тантра Чакрасамвары была проповедана Буддой Шакьямуни в Стране Дакинь. В Индии это учение возродилось благодаря йогину Луйипе, который в состоянии самадхи получил наставления по Чакрасамваре от дакини Ваджраварахи. На основании этой полученной и записанной им коренной тантры Луйипа также написал первую садхану, метод созерцания Чакрасамвары. Махасиддха Луйипа жил в VI-VII веках сначала в Бенгалии, затем в Бодхгайе и Салипутре. Он был современником двух других знаменитых махасиддхов: Дарики (прим: в прошлом он был известен, как царь Салипутры Индрапала) и его министра Тенгипы. Обоим он дал посвящение в тантру Чакрасамвары. От Тенгипы линия продолжилась через Тилопу к Наропе, а от Наропы пришла к его тибетским ученикам, включая переводчика Марпу (1012-1097г). Так Чакрасамвара-тантра попала в Тибет, и её стали относить к высшим тантрам новых переводов.
Главное внимание в Чакрасамвара-тантре уделяется порождению четырёх типов блаженства. Они связаны с четырьмя главными чакрами в тонком теле человека. Порождение внутреннего блаженства характерно для материнских тантр, к которым относят Чакрасамвара-тантру.
Чакрасамвара, или Самвара, имеет две основных формы: с двумя или с двенадцатью руками. В обоих случаях его изображают в соединении с духовной супругой Ваджраварахи (санскр. Vajravārāhī, тиб. rdo rje phag mo Дордже Пакмо). Их союз символ единства пустоты и блаженства (тиб. bde stong dbyer med). Практика является единственным способом, который позволяет открыть истинный смысл символа.
Правильная духовная практика приводит человека к внутреннему блаженству от протекания жизненных элементов по энергетическим каналам. Открывая в себе это блаженство, приносящее уму и телу тишину и лёгкость, практикующий подготавливает себя к самадхи. Благодаря самадхи он достигает высшей мудрости, он достигает истока глубинного осознавания, чья суть есть сияющая Пустота.
Его Святейшество Далай-лама так объясняет, как порождается великое блаженство и единение блаженства и пустоты:
"Когда капли (санскр. bindu) тают в теле, переживается неповторимое ощущение, идущее из центрального канала. От него загорается мощное переживание физического блаженства, которое, в свою очередь, приводит ваше сознание к чрезвычайно тонкому переживанию, проникнутому духовным блаженством. И когда вы затем размышляете о вашем постижении пустоты, это духовное блаженство автоматически соединяется с пустотой. Вот метод единения блаженства и пустоты".
Далай-лама далее говорит в своей лекции:
"Важно понимать точное значение каждого слова и выражения в тантре, особенно, если такие значения легко меняются в зависимости от контекста. Так, например, есть три типа блаженства: 1) блаженство оргазма при семяиспускании, 2) блаженство от протекания жизненных элементов по энергетическим каналам и, наконец, 3) блаженство, которое в тантре называется нерушимым. Два последних вида блаженства используются в тантре для постижения пустоты. Значение использования блаженства для реализации пустоты столь велико, что многие божества тантр высшей йоги изображаются в соитии. Но, как я уже говорил, это блаженство очень отличается от того, что испытывается в обычном половом акте".
Из книги "Мир тибетского буддизма"
Тело Самвары тёмно-синего цвета. Он носит тигровую шкуру, обёрнутую вокруг талии, и шкуру слона. Его четыре лица в двенадцатирукой форме жёлтого, синего, зелёного и красного цветов. На нём костяные украшения, каждую голову венчает корона с пятью черепами символами пяти просветлённых семейств, гирлянда из человеческих голов, символическое число которых пятьдесят одна. На короне Чакрасамвары также есть изображение Будды Акшобхьи. В десяти руках у йидама ваджра, колокольчик, капала (санскр. kapāla чаша из черепа), аркан, голова Брахмы, ритуальный жезл, картика (санскр. kārtika, тиб. gri gug дигуг; изогнутый резак, чьё лезвие похоже на полумесяц; символизирует отсечение трёх корневых ядов), боевой топор, трезубец, дамару (санскр. ḍamaru, тиб. da ma ru двойной ритуальный барабанчик); две верхних руки держат шкуру слона.
Ваджраварахи изображается красного цвета, у неё одно лицо и две руки. Обнимая супруга, в руках она держит капалу и картику.
Супруги находятся посреди бушующего пламени. Под их ногами на солнечном диске на лотосовом троне лежат божества: Бхайрава (санскр. Bhairava / изображают синего цвета) и его супруга Каларатри (санскр. Kālarātrī / чаще изображают красного цвета).
В двурукой форме Чакрасамвара тёмно-синего цвета, у него одно лицо. Он обнимает супругу, его руки перекрещены и держат ваджру и колокольчик символы метода и мудрости. |
'khor lo sdom pa | [К'ор-ло Дом-па] | Корло Домпа / Чакрасамвара | |
'khor lo bde mchog | [К'ор-ло Дэ-мч'ок] | Корло Дэмчог / Чакрасамвара | |
'khor lo | [к'ор-ло] | корло колесо, круг, чакра | |
sdom pa | [дом-па] | домпа / санскр. самвара заповеди, обеты | |
bde | [дэ] | дэ блаженство, удовольствие | |
mchog | [ч'ок] | чог высший, лучший |
На главную страницу | На дополнительную страницу | Шрифт VU Times