Когда приходит смерть

Всё непостоянно. Со смертью Пять Элементов человеческого тела разрушаются. Вот как описывает процесс смерти и разрушения махабхут (Великих Элементов) тибетский учёный и святой Лонгчен Рабджампа (1308-1863г) в своей работе "Зеркало памятования. Разъяснение различных положений о бардо":


"Тело живого существа возникает благодаря пяти махабхутам, поддерживается ими и погибает с их растворением.

Во время смерти ветер кармы поворачивает вверх, и поскольку он контролирует остальные ветры, то пять чакр разъединяются и пять ветров начинают исчезать. Детали процесса растворения можно найти в дзогченовской тантре Rig-pa rang-shar chen-po'i-rgyud, но, боясь такой массы слов, я не буду пускаться здесь в столь пространное изложение. Суммируя общие положения новых и старых школ, я разъясняю их так:


  • С исчезновением "поддерживающего ветра" (mnyam-gnas / самана) умирающий не способен усваивать пищу, и тепло исчезает из тела, начиная с конечностей.
  • С исчезновением "жизненной силы" (srog-'dzin / прана) ум теряет свою ясность.
  • С исчезновением "праны, очищающей [вниз]" (thur-sel / апана), умирающий не может испражняться.
  • После исчезновения "восходящей праны" (gyen-rgyu / удана) он не может глотать, и дыхание становится прерывистым.
  • С исчезновением "проникающей праны" (khab-byed / вьяна) конечности не слушаются и вены ссыхаются.


  • После этого начинается разрушение чакр, и с исчезновением поддерживающих ветров махабхуты растворяются друг в друге.

    Одновременно с этим процессом исчезают также и пять вторичных ветров и связанные с ними индрии (органы восприятия) и аятаны. С растворением в пространстве виджняны (сознания) прекращается внешнее дыхание, и здесь пролегает тот рубеж, из-за которого нет возврата. Все, вплоть до этого момента, называют обычными знаками смерти".



    А вот отрывок из наставления Гуру Ринпоче своей близкой ученице Йеше Цогьял о самоосвобождении во время умирания и в бардо.


    "Умирая, следует практиковать так.

    Когда земля растворяется в воде, тело становится тяжёлым и не может себя поддерживать. Когда вода растворяется в огне, рот и нос пересыхают. Когда огонь растворяется в ветре, исчезает телесное тепло. Когда ветер растворяется в сознании, человек может только хрипеть при выдохе и судорожно хватать воздух при вдохе.

    В это время появляются ощущения, будто тебя придавила огромная гора, охватила тьма, или будто тебя сбросили в бездну. Все эти переживания сопровождаются громом и звоном. Всё небо будет небывало ярким, как развёрнутая парча.

    Кроме того, естественные образы твоего ума, мирные, гневные, полугневные божества и существа с разнообразными головами заполнят небо под сводом из радужных лучей. Размахивая оружием, они будут кричать "Бей! Бей!", "Убей! Убей!", "Хум! Хум!", "Пхат! Пхат!" и издавать другие свирепые звуки. К тому же там будет свет, подобный свету ста тысяч солнц, сияющих одновременно.

    В это время твоё врождённое божество напомнит тебе об осознавании, говоря: "Не отвлекайся! Не отвлекайся!" Твой врождённый демон взбудоражит все твои переживания, уничтожит их, станет издавать пронзительные и свирепые звуки и приведёт тебя в замешательство.

    В этот миг знай следующее. Ощущение навалившейся тяжести не означает, что тебя придавила гора. Это растворяются твои элементы. Не бойся этого! Ощущение замкнутости во тьме – это не тьма. Это растворяются твои пять чувственных способностей. Ощущение падения в бездну – не падение. Это твой ум без опоры, потому что тело и ум разделились, а дыхание прекратилось.

    Все переживания радужных светов – это естественные проявления твоего ума. Все мирные и гневные образы – естественные образы твоего ума. Все звуки – это твои собственные звуки. Все света – твои собственные света. Не сомневайся в этом. Если почувствуешь сомнение, будешь ввергнута в сансару. Если же останешься полностью пробуждённой в светоносной пустоте, решив, что это проявление тебя самой, то одним лишь этим достигнешь трёх кай и станешь просветлённой. Даже если тебя швырнут в сансару, ты туда не отправишься.

    Врождённое божество – твоё нынешнее удержание ума осознаванием без отвлечения. С этого момента очень важно не иметь ни надежды, ни страха, ни привязанности, ни влечения к объектам своих шести чувств, а также к завороженности, счастью и горю. Если отныне ты достигнешь устойчивости, то сможешь в бардо обрести своё естественное состояние и стать просветлённой. Поэтому самое главное – с данного мгновения поддерживать свою практику, не отвлекаясь.

    Врождённый демон – твоя нынешняя склонность к неведению, твои сомнения и колебания. В это время, какие бы ужасные проявления – звуки, цвета и света – ни возникали, не пленяйся, не сомневайся и не бойся. Если хотя бы на миг впадёшь в сомнение, будешь блуждать в сансаре, поэтому обрети полную устойчивость".

    Из терма "Наставление о священной чистой сущности"



    На главную страницу    |    На дополнительную страницу