Будда Дипанкара

Будда Дипанкара (санскр. Dīpaṃkara, пали Dīpaṅkara, тиб. mar me mdzad – Мармедзэ, букв. "Тот, кто делает маслянные лампы", или "Дающий свет лампы") – Татхагата, Победитель в Истине, живший на Земле четыре Неизмеримых Кальпы (санскр. асанкхья, пали асанкхея) и сто тысяч кальп назад.

Будда Дипанкара – первый по счёту Будда из двадцати четырёх Татхагат прошлого, о которых рассказывал своим ученикам Будда Шакьямуни. (Их имена известны по палийским текстам, по порядку это: Dīpaṅkara, Koṇḍañña, Maṅgala, Sumana, Revata, Sobhita, Anomadassī, Paduma, Nārada, Padumuttara, Sumedha, Sujāta, Piyadassī, Atthadassī, Dhammadassī, Siddharttha, Tissa, Phussa, Vipassī, Sikhī, Vessabhū, Kakusandha, Koṇāgamana, Kassapa. Истории их жизней собраны в разделе Буддавамса, Родословная Будд.)

  Будда Дипанкара ступает на волосы аскета Сумедхи

Дипанкара – первый из двадцати четырёх упомянутых Будд. История его жизни сходна с жизнеописанием Будды Шакьямуни. Дипанкара родился в городе Раммавати в царской семье. Его отцом был царь Судева. Его мать звали Сумедха. В течение десяти тысяч лет он жил в трёх дворцах. У него была жена по имени Падма (пали Padumā), родившая ему сына. Дипанкара покинул мирскую жизнь, выехав из дома на слоне. Он практиковал аскетизм в течение десяти месяцев. Его деревом Бодхи было дерево Пиппхали (пали Pipphalī), а трава для его места была дана отшельником по имени Сунанда. Его первая проповедь была дана в Нандараме (букв. Парк Радости), после которой у него появились первые ученики. Восемьдесят четыре тысячи архатов, пришедших к достижению под его руководством, сопровождали его повсюду. Будда Дипанкара прожил сто тысяч лет. За это время у него было три больших общины последователей. Он умер в Нандараме. После смерти Будды Дипанкары, его Учение сохранялось в мире сто тысяч лет.


Во времена Будды Дипанкары будущий Будда Шакьямуни перевоплотился как брахман Сумедха. Однажды он задумался о превратностях перевоплощений, о страданиях, о старости и болезнях. Его раздумья привели к решению заняться аскетической практикой, с целью найти способ освобождения от оков перерождения. В соответствии с принятым решением брахман удалился в Гималаи, поселился в хижине из листьев и стал практиковать аскезу. В этот период в мире начала распространяться слава о Победителе в Истине, Будде Дипанкаре.

Во время посещения одного города Сумедха увидел людей, подготавливавших дорогу к визиту Будды Дипанкары. Они сказали Сумедхе, что чистят дорогу для прохода Будды Дипанкары, Обладателя Десяти Достоинств, повернувшего высочайшее Колесо Дхармы после того, как он достиг совершенного Пробуждения. Странствуя с большой общиной учеников, Дипанкара прибыл в их город и остановился рядом в монастыре Судассана. Жители города пригласили Бхагавана (Самого Почитаемого) и теперь готовят дорогу, по которой должен пройти Будда.

Когда он узнал о появлении в этом мире Будды, Сумедху охватила высшая радость. Он попросил людей выделить и ему участок дороги, чтобы он мог принять участие в её подготовке. Ему выделили участок дороги с раскисшей от воды землёй, и тогда он стал осушать его, думая о Будде.


Но еще до того, как дорога была полностью подготовлена, появился великий мудрец Дипанкара в окружении четырёхсот тысяч достигших Освобождения (пали tādī), обладающих шестью видами сверхъестественных знаний и пресекших влечения ума. Аскет Сумедха, увидев Самого Почитаемого, воскликнул:

"Пусть Будда не ступает на грязь, а вместе с учениками пройдёт по мне ради моей пользы".

Распустив свои длинные волосы аскета и покрыв ими землю, Сумедха лёг на тот грязный участок дороги. И в то время у Сумедхи были такие мысли:

"Пусть я искореню свои загрязнения и, достигнув всеведения, стану Буддой. Пусть я достигну берега Освобождения, взойду на корабль Дхармы и помогу множеству людей и богов перебраться на тот берег через поток Сансары. Вот, о чём я мечтаю, пусть это стремление исполнится".

Всеведущий Дипанкара приблизился к Сумедхе. Узнав его мысли и посмотрев в его будущее, Будда увидел, что желание Сумедхи исполнится. Тогда он предсказал ему, что в одном из своих последующих воплощений Сумедха станет Буддой. Он назвал место его будущего рождения, имена его отца и матери, главных учеников и учениц, место его Пробуждения и название священного дерева Бодхи, под которым будущий Будда достигнет Пробуждения.


Статуя Будды Дипанкары из храма-ступы Кумбум

В иконографии Дипанкару представляют в виде стоящего или сидящего Будды. Выше представлена статуя сидящего Будды Дипанкары из храма-ступы Кумбум. Будда сидит на троне в позе, похожей на европейскую, это парьянка-асана, колени в ней разведены. Правая рука Дипанкары сложена в жесте защиты от зла (абхая-мудра), а левая – в жесте благодеяния (варада-мудра).

Изображения, где Дипанкара стоит, распространены в Китае, Таиланде и Непале. Считается, что одна из статуй Будды в Бамиане (Афганистан), разрушенных талибами в 2001 году, изображала стоящего Будду Дипанкару.

Дипанкара часто изображается в сопровождении архатов, бодхисаттв или будд. Иногда его изображают в окружении двух бодхисаттв, это может быть Манджушри и Ваджрапани (как на Яве) или Авалокитешвара и Ваджрапани (как на Шри-Ланке). Иногда рядом с ним изображают Будду Шакьямуни и Будду Майтрею. В этом случае Дипанкара (Будда прошлого), Шакьямуни (Будда настоящего) и Майтрея (Будда будущего) символизируют вместе Будд трёх времён.



mar me mdzad [Мар-ме-дзэ] Мармедзэ / Дипанкара
mar me [мар-ме] марме / санскр. дипа – масляная
лампа, пламя масляной лампы
mar [мар] мар – масло
me [ме] ме – пламя, огонь
mdzad [дзэ] дзэ – делать, совершать


На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times