Четыре Особенности Большой Вселенной

Особенности Большой Вселенной – это характерные черты, справедливые для всех миров Вселенной от Ада до высших Небес. Большая Вселенная состоит из Трёх Миров. Три Мира включают Мир Страстей (санскр. kāmadhātu, тиб. 'dod khams), Мир Форм (санскр. rūpadhātu, тиб. gzugs kyi khams) и Мир Без Форм (санскр. arūpadhātu, тиб. gzugs med khams).


Первая особенность состоит в том, что всё изменяется. Нет ничего постоянного в Трёх Мирах, всё находится в потоке. Это непостоянство есть Круговорот Бытия, или Сансара. Три Мира – это Большая Сансара, а Мир Страстей – это Малая Сансара. В Малую Сансару, таким образом, входят шесть миров: Ад, Мир Животных, Мир Голодных Духов, Мир Людей, Мир Асуров, Мир Дэвов. Ад, Мир Животных и Мир Голодных Духов называются Тремя Скверными Мирами. Опасность Малой Сансары состоит в том, что пока существа сохраняют мирские желания, они будут из жизни в жизнь перевоплощаться в шести мирах Мира Страстей, а значит всегда будет сохраняться вероятность падения в Три Скверных Мира. Обычно, говоря о Сансаре, подразумевают именно Мир Страстей. Но, по большому счёту, пока вы не превзошли Три Мира, вы всё ещё находитесь в изменяющемся мире, в мире с факторами нестабильности. В Мире Форм есть привязанность к существованию; в Мире Без Форм есть привязанность к не-существованию, то есть привязанность к сознанию, а не к форме-внешности. Таким образом, в Трёх Мирах присутствует привязанность к непостоянному. Есть ли что-нибудь постоянное, абсолютное в этих Трёх Мирах? Нет. Подлинная Великая Нирвана – окончательная нирвана, которой, например, достиг Будда Шакьямуни – превосходит Три Мира, а значит она есть постоянство.


Вторая особенность состоит в том, что в непостоянстве есть страдание. Мы испытываем страдания от изменений, таких, например, как старение, потеря остроты зрения, слуха, или из-за того, что близкие нам люди навсегда покидают нас, или из-за того, что их внешность внезапно ухудшается и т. д. Другой тип страданий состоит в невозможности удовлетворить желание. Например, голодные духи мучаются от невозможности насытиться. По карме своей существа терпят различные лишения и муки. Пока живешь, ты вынужден испытывать различные виды душевных и физических страданий. Когда умрёшь, ты вынужден испытывать страдания бардо, промежуточного состояния после смерти. Таковы страдания абсолютного большинства существ Сансары. В основе страданий лежит привязанность к непостоянному, привязанность к непостоянному возникает из-за неведения. Три Мира возникли из-за неведения нашей истинной сущности, из-за неведения Большая Вселенная разворачивается как Мир Страданий. Мир Страданий – это другое название Трёх Миров. Но Великая Нирвана, превосходя Три Мира, есть свобода от страданий.


Третья особенность состоит в том, что все явления в Большой Вселенной возникают по тем или иным причинам. Если анализировать действия существ, то можно выделить три уровня действий: действия тела, действия речи и действия ума. Эти действия формируют опыт, или, другими словами, карму: карму тела, карму речи и карму ума. Живые существа накапливают кармический опыт. И затем мы живём, ограниченные своим сформированным опытом, пожиная плоды своей кармы. Правильные действия способствуют перевоплощению в высоких мирах, неправильные действия способствуют перевоплощению в низких мирах. Кроме того, возвращение кармы происходит и в этой жизни. Тогда человек, или другое существо, страдает за свои неблагие действия и получает воздаяние за свои хорошие поступки. Поэтому необходимо соблюдать заповеди: совершать правильные действия и не совершать неправильных действий. Жертвование и соблюдение заповедей – основа духовной практики. Зная, что закон кармы существует, духовный практикующий совершенствует себя. Поскольку всё в Трёх Мирах зависит от причин и условий, любое явление (дхарма) в Большой Вселенной не обладает независимым существованием. Независимое существование в буддизме называется также собственным существованием. Великая Нирвана, превосходя Три Мира, есть независимое существование и свобода от кармы.


Четвёртая особенность состоит в том, что изначально наша истинная сущность свободна от страданий, а поэтому не принадлежит Трём Мирам. Другими словами, в Пяти Накоплениях Захваченности нет истинной сущности.

Истинная сущность, или абсолютная природа живых существ, тождественна природе будды. Не принадлежа Трём Мирам, природа будды присутствует в нас. В "Сутре царственного сосредоточения" сказано: "Природа Сугаты охватывает всех живых существ полностью". В "Сутре Малой Нирваны" говорится: "Все живые существа обладают природой Сугаты". Также в "Сутре Великой Нирваны" сказано: "Например, подобно тому, как в молоке содержится масло, так и во всех живых существах содержится природа Татхагаты".

Присутствуя во всех живых существах, природа будды является причиной для достижения состояния Будды. Из "Сутры Украшения": "Абсолютная Сущность от всех [живых существ] неотделима, а также может быть очищена, поскольку все существа обладают этой природой состояния Татхагаты". Возможно полностью избавиться от страданий и покинуть Три Мира подобно тому, как мы просыпаемся ото сна. Полностью освободиться от страданий – это значит также освободиться от непостоянства, освободиться от кармы, прийти к независимому существованию. Такое освобождение есть Нирвана. Путь к Освобождению изложен Буддой. Что или кто достигает Нирваны? Вы можете называть это атманом, или можете называть это природой будды, или можете называть это истинной сущностью. Приписываемые наименования условны, важен смысл. Это подобно тому, как солнце на разных языках звучит по-разному. Независимое существование нашей истинной сущности и есть покой.


В буддизме эти особенности Большой Вселенной называются четырьмя печатями (санскр. mudrā) и выражены тезисами:

  1. Всё составное непостоянно.
  2. Всё загрязненное есть страдание.
  3. Все явления пусты по сути (т.е. не имеют независимого существования).
  4. Нирвана – истинный покой.
Колесо Закона


На главную страницу    |    На дополнительную страницу