Майтрея и Митра. Параллели древних учений

"Мирись-мирись и больше не дерись".
Из детской поговорки

Будда Майтрея  

Нам хорошо известно предсказание Татхагаты Шакьямуни о Будде Майтрее. В будущем, когда продолжительность жизни людей на этой планете приблизится к 80000 лет, Победитель в Истине Майтрея явится в наш мир как новый Татхагата.

Имя Будды Майтреи часто упоминается в буддийской литературе на пали и санскрите. Его имя часто упоминается в комментаторской литературе (например, в "Висуддхимагге" Буддагхоши) и в ранних произведениях Махаяны ("Лалитавистара", "Дивьявадана", "Махавасту", "Саддхармапундарика", "Вималакирти-нирдеша"). В "Саддхармапундарике" и в "Вималакирти-нирдеше" Майтрея представлен как ученик Бодхисаттвы Манджушри. Самое полное описание Майтреи приводится в "Майтрея-вьякаране", где о нём говорится, как о бодхисаттве девятого уровня.

Имя Майтрея (санскр. Maitreya, пали Metteyya) переводится как "Дружелюбный", "Дружественный", "Обладающий Святой Любовью". Это имя является производным словом от слова "майтри" (санскр. maitri, пали metta), которое означает дружелюбие, доброжелательность, святую любовь. Также "майтри" переводят как союз, объединение.


Некоторых учёных, исследовавших буддизм, интересовал вопрос, есть ли в древней небуддийской литературе источники, содержащие сведения о прототипе Майтреи? Имеются ли здесь параллели с другими религиозными учениями? Действительно, если провести исследование вед и зороастризма, выяснится, что имеется параллель между Майтреей и Митрой, чьё имя было широко известно в Древней Индии, Иране и далеко за пределами Азии. Столь широкая известность говорит о взаимопроникновении культур Европы и Азии. Историческим фактом является то, что в XV веке до н.э. племена ариев захватили земли коренных жителей Индии. Влияние арийской цивилизации на культуру Индии очень велико, вспомним, что язык современной Индии относится к индоевропейской группе.


Слово "митра" (санскр. mitra, пали mitta, букв. друг, товарищ; дружба; солнце) переводится как друг, товарищ, иногда оно означает солнце (например, санскритское слово mitrodaya – восход солнца). Оно понимается также как соучастник, как второй участник договора. Митра, согласно ведам, – это бог, связанный с договором, с людьми, с солнцем. Митра – бог дружбы, он миролюбив и милосерден к людям. Его основная миссия – объединение людей в особую социальную структуру и установление с ними договора, или дружеского соглашения. Этот договор соотносится с универсальным божественным законом, называемым "рита" (санскр. ṛta – божественный закон, священное предписание, божественная истина), он также соотносится с движением солнца. Митра следит за неправедными и праведными поступками людей, он наказывает за грехи, он – господин Истины, он руководит людьми в сфере социального и нравственного порядка.


Прослеживается чёткая связь между Митрой из вед и древнеиранским Митрой, о котором говорится в зороастризме. В зороастризме Митра, или Мисра (авест. Miθra, букв. "договор", "согласие"), – бог, также связанный с идеей договора, он также выступает как бог солнечного света.

Наиболее древние и надёжные сведения о Митре содержатся в Авесте, священной книге зороастризма. Так, в одном из гимнов Авесты говорится:


Сказал Ахура-Мазда* Спитаме-Заратуштре**:
"Когда я создал Митру, обладателя широких пастбищ,
То я создал его достойным такого же почитания и восхваления,
Как сам я, Ахура-Мазда".


Из приведённого отрывка видно, что Митра – один из самых почитаемых богов. Деятельность Митры связывают с солнцем, однако первоначальность договорной функции Митры для авестийской традиции не вызывает сомнений. Договор Митры есть соответствие действий людей божественному закону. Митра упорядочивает, организует землю и жизнь на ней. Он гарантирует устойчивость и согласие между людьми, охраняет страну от раздора и несчастий, если в ней соблюдают договор, и разрушает страны, наказывает людей, если они пренебрегают договором, нарушают его и служат злу.


Корни Митры уходят в глубокую древность. То, что само слово, означающее "договор", вошло в различные языки, отражает особую устойчивость договорной функции Митры на протяжении тысячелетий. Так, например, употребление имени Mi-it-ra встречается в договоре Маттивацы, азиатского правителя середины 2-го тысячелетия до н.э. Русское слово "мир" как обозначение социальной структуры, поддерживаемой взаимным согласием, этимологически связано с именем Митра. (Другой пример, выражение "жить в мире", или "мирно жить", имеет значение "жить в согласии". Поссорившиеся дети быстро могут восстановить дружеские отношения, протягивая друг другу руку со словами "мир", "давай мириться".) Такая же связь наблюдается и в слове "мировая", которое означает дружеское соглашение.

Культ Митры и посвящённых ему ритуалов распространился далеко за пределами Ирана. Он был особенно популярен в Римской империи, от Евфрата до Рейна ему покланялись римские легионеры. Ритуальные сооружения в честь Митры назывались митрейоны. Создавались различные изображения и скульптуры, мотивы и сюжеты, языковые образы и имена с соответствующим корнем. В Дура-Европосе Митру почитают одновременно с Юпитером, в других случаях его отождествляли с Зевсом. Обращает на себя внимание чрезвычайная лёгкость усвоения культа Митры и быстрая трансформация его образа: так, в Армении Митра дал имя Мгеру, герою эпоса о саксунских богатырях.

В самом Иране эволюция образа Митры не закончилась реформой Заратуштры. Ахемениды, несомненно, чтили Митру. Он упоминается вместе с Ахура-Маздой и Ардвисурой Анахитой в надписях Артаксеркса II и III, Ксенофонт сообщает о поклонении Митре Кира Младшего, Ксентий – о жертвоприношениях Митре, совершаемых персидскими царями, Курций Руф – о поклонении Дария III Митре, солнцу и вечному огню. Сохранился культ Митры и в эпоху Сасанидов. На кушанско-сасанидских монетах, на ранних монетах Хормизда I Митра вручает правителю символы власти (на более поздних это делает Ахура-Мазда). Иногда Митра изображается стоящим на цветке лотоса (рельеф из Таге-Бостана), что обнаруживает тяготение к буддийской иконографии.



Примечания:

* Имя Ахура-Мазда (авест. Ahurômazdâo) переводится как "Мудрый Бог". Здесь можно провести параллель между Ахура-Маздой и Манджушри, Бодхисаттвой Мудрости, учеником которого является Майтрея. Ахура-Мазда – всеведущий бог, он – друг добродетели и охранитель добра, он – противник неправды и сил зла, изобретатель заклинаний против злых духов и чудовищ, источник добрых мыслей, слов и дел.

** Заратуштра (Заратуcтра, авест. Zaraθuštra, греч. Ζωροάστρης) – основатель зороастризма, пророк и проповедник. Жил в восточном Иране предположительно в период между X и первой половиной VI века до н.э. Он – автор гат (авест. gâthâ, букв. гимн), составляющих древнейшую часть Авесты. Заратуштра проповедовал учение о зависимости гармонии в мире и торжества справедливости в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, от его активного участия на стороне добра. Согласно его учению, посмертная участь человека обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел при жизни. Авеста – главная священная книга зороастризма. По наиболее распространённой версии, она появилась в первой половине I тысячелетия до н.э. Авеста написана на одном из древнеиранских языков, его называют авестийский язык, или язык Авесты.


На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times