О заповедях

Почему нам нужны заповеди? В буддизме говорится о пяти заповедях, говорится о десяти заповедях, говорится о большем их количестве. Какова цель заповедей?

Чтобы после смерти не переродиться в скверных мирах, нам надо ослабить или вовсе пресечь Три Яда (тиб. dug gsum): Гнев, Жадность и Невежество. Это можно сделать, развивая в душе святую любовь и сострадание к живым существам, ведя правильную практику жертвования, изучая святое Учение, опирающееся на Четыре Благородные Истины, и практикуя в соответствии с ним. Из-за Трёх Ядов мы ежедневно фиксируемся на неблагих эмоциональных состояниях. Наши мысли становятся обусловлены ненавистью, похотью, жадностью, привязанностью, гордостью, соперничеством, желанием превосходства над другими. Эти пагубные желания сформированы опытом в этой жизни, а также опытом наших прошлых жизней. Зачастую мы неосознанно накапливаем плохую карму.

Заповеди направлены на пресечение плохой кармы тела, речи и ума и на накопление хорошей кармы, а, в конечном итоге, они позволяют полностью отдалиться от Гнева, Жадности и Невежества. Когда мы понимаем смысл заповедей, мы стараемся не делать плохих поступков, мы осознаём, что плохие поступки становятся причинами для нашего перерождения в Аду, или в Мире Животных, или в Мире Голодных Духов. Отдаляясь от неправильного поведения, мы также стараемся накапливать заслуги. В общем, у заповедей есть два аспекта, и эти аспекты взаимно дополняют друг друга. Один аспект имеет целью уменьшить в нас неблагое, то есть плохую карму, другой аспект направлен на увеличение заслуг, то есть нашей хорошей кармы. Перечислим основные буддийские заповеди.


Три заповеди для тела:

Эти три заповеди относятся к заповедям для тела. Если бы не было физического тела, невозможно было бы убить, или украсть, или физически удовлетворить возникшую страсть, поэтому эти заповеди относятся к заповедям для тела. Карма убийства – это данные, характерные для миров убийств, или Ада. Какие это данные? Совершено убийство, что значит: насильно прервана чья-то жизнь, сознание живого существа прервано, перед смертью живое существо испытывало такую-то физическую боль, такое-то душевное мучение, такой-то страх. Подобная информация, данные о страданиях жертвы, сохранится в подсознании убийцы, сохранится в фундаментальном сознании – в мире его души. Карма воровства – это данные, характерные для миров жадности, то есть для Мира Голодных Духов. Карма прелюбодеяния – это данные, наиболее характерные для животных, для Мира Животных.

Если человек совершил злое деяние осознанно, то есть он задумал неблагое и осуществил проступок, и если после совершения у него не возникает раскаяния, а он рад злому деянию, то карма от совершения такого действия считается полной. Эта карма в подобной полной форме в будущем вернётся к нему, и совершивший зло пострадает за свой неправильный поступок. Это же справедливо и для хороших поступков. Карма совершённого поступка обязательно вернётся в будущем в соответствии с причинно-следственным законом кармы.* Если человек совершает неблагое действие в этой жизни, то возвращение кармы за совершённый проступок может произойти либо в течение этой же жизни, либо в следующей жизни, либо в течение нескольких последующих жизней. В буддийских сутрах есть упоминание, что в судный день боги Небес Ямы подсчитывают чёрную карму (то есть плохую карму) и белую (хорошую) карму, накопленную умершим существом в течение его жизни, и в соответствии с накопленной кармой затем определяется будущее перевоплощение этого существа.

Считается, что если умерший человек перевоплощается в следующей жизни животным, то оно на долгие жизни лишается возможности стать вновь человеком: проходит около пятисот жизней прежде, чем исчезнет неблагая карма животного и вновь проявится карма человека. Но всё это возможно только при благоприятных условиях, поскольку скверные миры – это миры, где плохая карма накапливается естественным образом. Почему плохая карма накапливается естественным образом? Потому что скверные миры – это миры ненависти и страха, убийств и выживания, омрачённых состояний ума, и в них нет учений о добре и заслугах, о практике спокойствия, нет духовного учения.


Пять буддийских заповедей для верующих включают перечисленные три заповеди для тела. И к ним добавляется заповедь "не лги" и заповедь "не пей одурманивающих напитков":

Заповедь "не лги" относится к заповедям для речи, а заповедь "не пей одурманивающих напитков" – к заповедям для тела. Последняя заповедь имеет значение: отдалиться от невежественного состояния сознания из-за употребления алкоголя или других одурманивающих средств. Ясность сознания необходима для осознанного самоконтроля, для контроля над своей волей. Получать удовольствие от опьянения – это один из видов невежества, воля ослабляется, сознание теряет стабильность, человек начинает совершать нелепые ошибки.


Десять буддийских заповедей включают перечисленные три заповеди для тела: не убивать, не красть, не прелюбодействовать. К ним добавляются четыре заповеди для речи и три заповеди для ума.


Четыре заповеди для речи:

Три заповеди для ума:

В проповеди мастеру серебряных дел Чунде (Чунда Каммарапутта Сутта) Будда говорит, что не имеет значения, какого религиозного учения об очищении придерживается человек, если он совершает десять неблагих деяний. Никакие церемонии очищения не очистят нас, если мы продолжаем накапливать плохую карму, совершая десять неблагих деяний. Наши Гнев, Жадность и Невежество увлекут нас в Три Скверных Мира, если мы не проявим осознанность и не будем совершать десять благих деяний.

То, какую жизнь мы ведём сейчас, какие поступки мы совершаем, определит наше будущее перерождение. Любой человек непременно когда-нибудь умрёт и перевоплотится. Человеческая жизнь коротка, не надо быть старым, чтобы это понять. Даже если сейчас жизнь кажется длинной, когда она закончится, не знаешь точно. Прожить жизнь, соблюдая заповеди Будды, – это прекрасный надёжный путь, ведущий в мир богов или в мир людей. Заповеди очистят наше сознание от заблуждений, увеличат в нас факторы спокойствия (в противоположность неблагим действиям), увеличат факторы света (благодаря накоплению заслуг). Заповеди также подготавливают основу для правильной медитации.





Примечание: * Карма, как и поступки, бывает плохой, хорошей или нейтральной. Возвращение кармы – это воздаяние за совершённый поступок. Возвращение плохой кармы – это воздаяние за плохой поступок; возвращение хорошей кармы – воздаяние за хороший поступок. Например, вам причинили неприятность. Следует понимать, что основная причина (первичная причина) находится в вас самих. То есть когда-то вы сами в подобной ситуации причинили кому-то неприятность, а теперь карма вернулась к вам. Есть также сложившиеся внешние условия, иногда их называют вторичными причинами. Кармические причины – это данные, которые хранятся, как семена, в нашем фундаментальном сознании до той поры, пока не появились подходящие условия для их "прорастания" в виде соответствующих событий. Когда с нами произошло что-то приятное или неприятное, это значит, что проявилась карма совершённого в прошлом поступка. Важно осознавать этот закон, закон кармы, и не накапливать плохую карму, например, не причинять зло за зло. Важно накапливать хорошую карму. Когда карма возвращается, кармическая причина исчезает. О возвращении плохой кармы иногда говорят: "карма отмывается". Зная, что в этом мире нет постоянства ни в чём, духовный практикующий, обладающий мудростью, терпит возвращение плохой кармы и накапливает заслуги, факторы счастья.


На главную страницу    |    На дополнительную страницу