Сверхъестественные божественные способности

Когда духовный уровень человека приближается к божественному, появляются сверхъестественные божественные способности. Обретение этих способностей очень важно на буддийском пути, поскольку они являются знаками личного продвижения. Однако если захватываться этими способностями, использовать их для удовлетворения тщеславия, гордости, то это станет большим препятствием на пути к Освобождению. Поэтому, прежде всего, практикующему необходима внутренняя свобода от Восьми Мирских Дхарм, которыми называют привязанность к выгоде, удовольствиям, похвале, славе, а также неприязнь по отношению к материальным потерям, боли, порицанию, плохой репутации; истинная же свобода от них – это Просветление.


 

Сами по себе божественные способности – это не то, что принадлежит человеку, а то, что обретается в том мире, куда он способен войти. Для божественных способностей Мира Страстей существует предел. Захватываться такими способностями – это всё равно, что захватываться Сансарой.

У Будды Шакьмуни было много учеников, владевших божественными способностями, но это было естественно для монахов, никто не кичился этим, поскольку это не одобрялось в Общине, устремлённой к Просветлению и Освобождению.


Однако, не являясь целью, сверхспособности приходят закономерно, и это показатель продвижения на духовном пути. Ведь, если нам требуется попасть на верхний этаж здания, нам необходимо пройти или проехать через все его этажи.

Шесть Высших Мудростей – синоним Шести Сверхъестественных Способностей, Шесть Доскональных Знаний – также синоним Шести Сверхъестественных Способностей. Эти мудрости проявляются в полной мере, когда освоены четыре дхьяны. Другими словами, кто ещё не достиг четвёртой медитативной ступени самадхи, тот не может проявлять по собственной воле Шесть Высших Мудростей. Их также называют мудростями для непосредственного постижения, и их обязательно должен раскрыть в себе и испытать тот, кто овладел четырьмя дхьянами.

Исследуя буддийские тексты, мы во многих сутрах найдём описание Шести Сверхъестественных Способностей, обретаемых на Пути (Брахмаджала-сутта, Саманняпхала-сутта, Амбаттха-сутта и др.). Рассмотрим их на примере Панчангикасамадхи-сутты:


"...Когда бикку разовьёт и усовершенствует благородное пятиступенчатое правильное самадхи, тогда к какой бы из высших мудростей для непосредственного постижения явлений он ни направил свой ум, он будет способен на личном опыте испытать эту высшую мудрость для непосредственного постижения, когда бы ни возникла в том необходимость.


I. Сверхъестественные способности, имеющие отношение к телу воплощения и к физическому телу человека. "Божественные Ноги"

Если он пожелает, он может получать опыт разнообразных сверхъестественных способностей:

Он способен на личном опыте испытать это, когда бы ни возникла в том необходимость.


II. Способность "Божественный Слух"

Если он пожелает, то божественным слухом, чистым, превосходящим человеческий слух, он может слышать звуки как божественные, так и человеческие, как далёкие, так и близкие. Он способен на личном опыте испытать это, когда бы ни возникла в том необходимость.


III. Способность знать сознание других существ. Божественное Чтение Чужих Мыслей

Если он пожелает, то, воспринимая своим сознанием сознания других существ, других душ, он может понимать их:

Он способен на личном опыте испытать это, когда бы ни возникла в том необходимость.


IV. Способность вспоминать прошлые жизни. Божественное Знание Прошлых Жизней

Если он пожелает, он может вспоминать свои многочисленные прошлые жизни, а именно: одно рождение, два рождения, три рождения, четыре рождения, пять рождений, десять рождений, двадцать рождений, тридцать рождений, сорок рождений, пятьдесят рождений, сто рождений, тысячу рождений, сто тысяч рождений, множество кальп (периодов) создания вселенной, множество кальп разрушения вселенной, множество кальп создания и разрушения вселенной. Он вспоминает: "В той жизни я имел такое-то имя, принадлежал к такому-то роду, имел такую-то внешность, такой-то была моя еда, я испытывал такие-то удовольствия и страдания, и моя жизнь закончилась таким-то образом. И после того, как я умер, я переродился там-то, а там я имел такое-то имя, принадлежал к такому-то роду, имел такую-то внешность, такой-то была моя еда, я испытывал такие-то удовольствия и страдания, и моя жизнь закончилась таким-то образом. И после того, как я умер, я переродился здесь". Так он вспоминает свои многочисленные прошлые жизни с их особенностями и с объяснением. Он способен на личном опыте испытать это, когда бы ни возникла в том необходимость.


V. Доскональное знание смерти и последующего перевоплощения живых существ. "Божественные глаза"

Если он пожелает, то божественным зрением, чистым, превосходящим человеческое зрение, он может видеть, как живые существа умирают и перерождаются, – он понимает, как существа в соответствии со своей кармой становятся низменными и возвышенными, красивыми и безобразными, счастливыми и несчастными: "О друзья! Вот эти существа совершали дурные поступки телом, совершали дурные поступки речью, совершали дурные поступки умом, осуждали святых, придерживались неправильных взглядов, накапливали карму неправильного взгляда. С распадом тела после смерти они переродятся в мире горя и лишений, в скверном мире, в мире гибели, в аду". Или же: "О друзья! Вот эти существа совершали хорошие поступки телом, совершали хорошие поступки речью, совершали хорошие поступки умом, не осуждали святых, придерживались правильных взглядов, накапливали карму правильного взгляда. С распадом тела после смерти они переродятся в мире счастья, на Небесах". Так божественным зрением, чистым, превосходящим человеческое зрение, он может видеть, как живые существа умирают и перерождаются, – он понимает, как существа в соответствии со своей кармой становятся низменными и возвышенными, красивыми и безобразными, счастливыми и несчастными. Он способен на личном опыте испытать это, когда бы ни возникла в том необходимость.


VI. Божественная Способность Прекращения Утечек

Если он пожелает, то с прекращением влечений ума (пали āsava, букв. утечка), он живёт, свободный от влечений, достигнув Освобождения посредством ума и посредством мудрости различения, – уже в этой жизни, на собственном опыте познав высшие мудрости, он пребывает в состоянии Достижения. Он способен на личном опыте испытать это, когда бы ни возникла в том необходимость".


Из Панчангикасамадхи-сутты ("Сутра о пятиступенчатом самадхи")


На главную страницу    |    На дополнительную страницу