Самьютта Никая 5.4.1.10 (SN V.480)

Индриявибханга Сутта
Анализ Пяти Способностей (2)

Indriyavibhaṅgasutta
(Dutiyavibhaṅga)

Перевод с языка пали. Только для бесплатного распространения.

"Pañcimāni, bhikkhave, indriyāni. Katamāni pañca? Saddhindriyaṃ viriyindriyaṃ satindriyaṃ samādhindriyaṃ paññindriyaṃ.


"Монахи, существуют Пять Способностей. Какие пять? Способность Веры, Способность Усилия, Способность Фиксации в Памяти, Способность Самадхи, Способность Мудрости Различения.


Katamañca, bhikkhave, saddhindriyaṃ? Idha, bhikkhave, ariyasāvako saddho hoti, saddahati tathāgatassa bodhiṃ: "itipi so bhagavā arahaṃ sammāsambuddho vijjācaraṇasampanno sugato lokavidū anuttaro purisadammasārathī satthā devamanussānaṃ buddho bhagavā"ti. Idaṃ vuccati, bhikkhave, saddhindriyaṃ.


Монахи, что называется Способностью Веры? Монахи, вот ученик благородных имеет веру, он верит в Пробуждение Татхагаты: "Поистине, он – Самый Почитаемый, он – Архат, Достигший Высшего Правильного Пробуждения, Совершенный в Мудрости и Добродетели, Пришедший к Абсолютному Счастью (Сугата), Познавший Миры, Непревзойдённый, Наставник Человеческих Существ, Учитель Богов и Людей, Пробудившийся (Будда), Самый Почитаемый (Бхагаван)". Вот что называется Способностью Веры, монахи.


Katamañca, bhikkhave, viriyindriyaṃ? Idha, bhikkhave, ariyasāvako āraddhaviriyo viharati, akusalānaṃ dhammānaṃ pahānāya, kusalānaṃ dhammānaṃ upasampadāya thāmavā daḷhaparakkamo anikkhittadhuro kusalesu dhammesu. So anuppannānaṃ pāpakānaṃ akusalānaṃ dhammānaṃ anuppādāya chandaṃ janeti vāyamati viriyaṃ ārabhati cittaṃ paggaṇhāti padahati. Uppannānaṃ pāpakānaṃ akusalānaṃ dhammānaṃ pahānāya chandaṃ janeti vāyamati viriyaṃ ārabhati cittaṃ paggaṇhāti padahati. Anuppannānaṃ kusalānaṃ dhammānaṃ uppādāya chandaṃ janeti vāyamati viriyaṃ ārabhati cittaṃ paggaṇhāti padahati. Uppannānaṃ kusalānaṃ dhammānaṃ ṭhitiyā asammosāya bhīyyobhāvāya vepullāya bhāvanāya pāripūriyā chandaṃ janeti vāyamati viriyaṃ ārabhati cittaṃ paggaṇhāti padahati. Idaṃ vuccati, bhikkhave, viriyindriyaṃ.


Монахи, а что называется Способностью Усилия? Монахи, вот ученик благородных прикладывает упорные усилия для устранения неблагих поступков и совершает благие поступки, он проявляет настойчивость и упорство в совершении добродетельных поступков. Он порождает стремление, поддерживает и осуществляет намерение не совершать те порочные неблагие поступки, которых он ещё не совершал, он проявляет настойчивость и старание в этом. Он порождает стремление, поддерживает и осуществляет намерение прекратить совершать те порочные неблагие поступки, которые он совершал, он проявляет настойчивость и старание в этом. Он порождает стремление, поддерживает и осуществляет намерение совершать те благие поступки, которых он ещё не совершал, он проявляет настойчивость и старание в этом. Он порождает стремление, поддерживает и осуществляет намерение продолжать совершать те благие поступки, которые он совершал, продолжать совершать их вновь и вновь, делать это много раз, он проявляет настойчивость и старание в этом. Вот что называется Способностью Усилия, монахи.


Katamañca, bhikkhave, satindriyaṃ? Idha, bhikkhave, ariyasāvako satimā hoti paramena satinepakkena samannāgato cirakatampi cirabhāsitampi saritā anussaritā. So kāye kāyānupassī viharati ātāpī sampajāno satimā vineyya loke abhijjhādomanassaṃ. Vedanāsu vedanānupassī viharati ātāpī sampajāno satimā vineyya loke abhijjhādomanassaṃ. Citte cittānupassī viharati ātāpī sampajāno satimā vineyya loke abhijjhādomanassaṃ. Dhammesu dhammānupassī viharati ātāpī sampajāno satimā vineyya loke abhijjhādomanassaṃ. Idaṃ vuccati, bhikkhave, satindriyaṃ.


Монахи, а что называется Способностью Фиксации в Памяти? Монахи, вот ученик благородных проводит фиксацию в памяти, он обладает превосходной памятью и может вспомнить то, что сделал или сказал давно. Он рассматривает в теле телесные качества, – будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру. Он рассматривает в чувствах качества чувственного восприятия, – будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру. Он рассматривает в уме душевные качества, – будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру. Он рассматривает в объектах ума качества объектов, – будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру. Вот что называется Способностью Фиксации в Памяти, монахи.


Katamañca, bhikkhave, samādhindriyaṃ? Idha, bhikkhave, ariyasāvako vossaggārammaṇaṃ karitvā labhati samādhiṃ, labhati cittassekaggataṃ. So vivicceva kāmehi vivicca akusalehi dhammehi savitakkaṃ savicāraṃ vikkejaṃ pītisukhaṃ paṭhamajjhānaṃ upasampajja viharati. Vitakkavicāranaṃ vūpasamā ajjhattaṃ sampasādanaṃ cetaso ekodibhāvaṃ avitakkaṃ avicāraṃ samādhijaṃ pītisukhaṃ dutiyajjhānaṃ upasampajja viharati. Pītiyā ca virāgā upekkhako ca viharati sato ca sampajāno sukhaṃ ca kāyena paṭisaṃvedeti yantaṃ ariyā ācikkhanti upekkhako satimā sukhavihārīti taṃ tatiyajjhānaṃ upasampajja viharati. Sukhassa ca pahānā dukkhassa ca pahānā pubbeva somanassadomanassānaṃ atthagamā adukkhaṃ asukhaṃ upekhāsatipārisuddhiṃ catutthajjhānaṃ upasampajja viharati. Idaṃ vuccati, bhikkhave, samādhindriyaṃ.


Монахи, а что называется Способностью Самадхи? Монахи, вот ученик благородных, отъединившись от объектов чувств, входит в самадхи и достигает однонаправленного сосредоточения ума. Отдалившись от чувственных желаний, отдалившись от неблагого поведения, он достигает и пребывает в первой дхьяне, в которой удовольствие и лёгкость порождаются отъединением, сопровождаемым обдумыванием и взвешиванием. С прекращением обдумывания и взвешивания он достигает и пребывает во второй дхьяне, в которой удовольствие и лёгкость порождаются внутренним спокойствием ума и однонаправленной концентрацией, свободной от обдумывания и взвешивания. Отъединившись от удовольствия, он пребывает в беспристрастности; проводя фиксацию в памяти и осознавая, он чувствует лёгкость в теле, – так он достигает и пребывает в третьей дхьяне, о которой святые говорят: "Тот, кто беспристрастен и проводит фиксацию в памяти, пребывает в лёгкости". Отдалившись от лёгкости и отдалившись от боли, подобно тому, как ранее он оставил душевное удовольствие и неудовольствие, он достигает четвёртой дхьяны и пребывает в ней в состоянии отсутствия боли и лёгкости, в состоянии беспристрастности и фиксации в памяти, в состоянии совершенной чистоты. Вот что называется Способностью Самадхи, монахи.


Katamañca, bhikkhave paññindriyaṃ? Idha, bhikkhave, ariyasāvako paññavā hoti udayatthagāminiyā paññāya samannāgato, ariyāya nibbedhikāya sammādukkhakkhayagāminiyā. So 'idaṃ dukkhanti' yathābhūtaṃ pajānāti. 'Ayaṃ dukkhasamudayo'ti yathābhūtaṃ pajānāti. 'Ayaṃ dukkhanirodho'ti yathābhūtaṃ pajānāti. 'Ayaṃ dukkhanirodhagāminīpaṭipadā'ti yathābhūtaṃ pajānāti. Idaṃ vuccati, bhikkhave, paññindriyaṃ. Imāni kho, bhikkhave, pañcindriyānī"ti.


Монахи, а что называется Способностью Мудрости Различения? Монахи, вот ученик благородных обладает мудростью различения: он обладает способностью понимать суть возникновения и разрушения, – благородный ясно видит, что ведёт к правильному прекращению страданий. Он верно понимает: "Это есть страдание", верно понимает: "Это есть причина возникновения страдания", верно понимает: "Это есть прекращение страдания", верно понимает: "Это есть путь, ведущий к прекращению страдания". Вот что называется Способностью Мудрости Различения, монахи.

Вот что такое Пять Способностей, монахи".





На главную страницу    |    На дополнительную страницу    |    Шрифт VU Times