ТРИДЦАТЬ ДВА ВЕЛИКИХ ПРИЗНАКА ТЕЛА БУДДЫ

Из сутр и шастр известно, что тело Будды Шакьямуни имело тридцать два великих и восемьдесят малых признаков. Когда будущий Будда родился, его показали мудрецу Асите, узнавшему от богов о явлении в Мир Людей великого бодхисаттвы. Обнаружив на теле младенца особые великие и малые признаки, Асита сделал предсказание, что родившийся мальчик является воплощением великого святого, которому суждено стать либо великим Пробудившимся, либо царём-чакравартином. Ниже приводятся тридцать два великих признака тела Будды (перечень приводится по книге "Источник мудрецов" /Улан-Удэ, 1968 г./ с поправками и пояснениями).


1. Руки и ноги округлые.
2. Ноги, подобные "черепахе".
3. Пальцы рук соединены перепонками.
4. Руки и ноги мягкие и пухлые, как у молодого.
5. Семь [главных частей тела] выпуклые.
6. Пальцы рук длинные.
7. Пятки ног широкие.
8. Тело массивное и прямое.
9. Колени ног невыдающиеся.
10. Волосы на теле направлены вверх.
11. Голени (икры), как у чёрной антилопы энея (пали eṇi, eṇeyya, санскр. aiṇeya).
12. Руки длинные и красивые.
13. Половой орган скрыт.
14. Кожа золотистого цвета.
15. Кожа нежная и тонкая.
16. Каждый волос завит в правую сторону.
17. Лицо украшено невидимыми волосинками.
18. Туловище, как у льва.
19. Запястья спереди округлые.
20. Плечи широкие.
21. Превращающий неприятный вкус в приятный.
22. Пропорциональное тело, как дерево ньягродха.
23. Ушниша на голове (прим: выпуклость на макушке головы).
24. Язык длинный и красивый.
25. Голос подобен голосу Брахмы.
26. Щёки, как у льва.
27. Зубы совершенно белые.
28. Зубы ровные.
29. Плотно прилегающие зубы.
30. Имеющий все сорок зубов.
31. Глаза подобны сапфиру.
32. Ресницы глаз, как у быка.

Тридцать два великих признака тела Будды также называются тридцатью двумя признаками великого человека. Великий человек здесь – это тот, кому суждено в этой жизни стать либо Победителем в Истине, Татхагатой, либо Королём, Поворачивающим Колесо, то есть чакравартином. Существуют некоторые отличия в описании тридцати двух признаков великого человека, если сравнивать сутры первоначального буддизма и поздние сутры буддизма Махаяны (смотри, например, "Сутру неисчислимых смыслов"). Ниже приводится их список согласно большой сутре первоначального буддизма "Лаккхана Сутта" (DN-30).


(1) "Монахи, великий человек ставит стопу устойчиво. То, что великий человек ставит стопу устойчиво, – это, монахи, есть признак великого человека.

(2) Далее, монахи, у великого человека на стопах ног с рождения имеется по колесу. Каждое из них имеет тысячу спиц, обод, ступицу, и всё это совершенно по форме. То, что у великого человека на стопах ног с рождения имеется по колесу, то, что каждое из них имеет тысячу спиц, обод, ступицу, и всё это совершенно по форме, – это, монахи, есть признак великого человека.

(3) Далее, монахи, великий человек имеет крупные стопы. То, что великий человек имеет крупные стопы, – это, монахи, есть признак великого человека.

(4) Далее, монахи, великий человек имеет длинные пальцы. То, что великий человек имеет длинные пальцы, – это, монахи, есть признак великого человека.

(5) Далее, монахи, великий человек имеет мягкие, как в молодости, руки и ноги. То, что великий человек имеет мягкие, как в молодости, руки и ноги, – это, монахи, есть признак великого человека.

(6) Далее, монахи, великий человек имеет руки и ноги, подобные сети (прим: согласно комментариям, между пальцами рук и ног имеются перепонки). То, что великий человек имеет руки и ноги, подобные сети, – это, монахи, есть признак великого человека.

(7) Далее, монахи, великий человек имеет высокие лодыжки. То, что великий человек имеет высокие лодыжки, – это, монахи, есть признак великого человека.

(8) Далее, монахи, великий человек имеет голени, как у антилопы эни. То, что великий человек имеет голени, как у антилопы эни, – это, монахи, есть признак великого человека.

(9) Далее, монахи, когда великий человек стоит прямо, не наклоняясь, обе ладони его рук достают до колен, касаются их. То, что обе ладони рук великого человека достают до колен, касаются их, когда он стоит прямо, не наклоняясь, – это, монахи, есть признак великого человека.

(10) Далее, монахи, [мужской орган] великого человек, который должно скрывать под одеждой, скрыт у него [в теле]. То, что мужской орган великого человек, который должно скрывать под одеждой, скрыт у него в теле, – это, монахи, есть признак великого человека.

(11-а) Далее, монахи, от великого человека исходит золотое сияние. То, что великий человек излучает золотое сияние, – это, монахи, есть признак великого человека.

(11-б) Далее, монахи, у великого человека кожа золотистого цвета. То, что у великого человека кожа золотистого цвета, – это, монахи, есть признак великого человека.

(12-а) Далее, монахи, у великого человека совершенная кожа. То, что у великого человека совершенная кожа, – это, монахи, есть признак великого человека.

(12-б) Далее, монахи, у великого человека пот не загрязняет тело, поскольку его кожа совершенна. То, что у великого человека пот не загрязняет тело, поскольку его кожа совершенна, – это, монахи, есть признак великого человека.

(13) Далее, монахи, великий человек имеет на теле все волосы, в каждой поре для волос (т.е. в волосяной луковице) имеется растущий волос. То, что великий человек имеет на теле все волосы, и в каждой поре для волос имеется растущий волос, – это, монахи, есть признак великого человека.

(14) Далее, монахи, у великого человека кончики волос направлены вверх, цвет волос – чёрный, как цвет анджаны, волосы завиваются в направлении слева направо. То, что у великого человека кончики волос направлены вверх, цвет волос – чёрный, как цвет анжаны, а волосы завиваются в направлении слева направо, – это, монахи, есть признак великого человека.

(15) Далее, монахи, у великого человека тело прямое, как у Брахмы. То, что у великого человека тело прямое, как у Брахмы, – это, монахи, есть признак великого человека.

(16) Далее, монахи, у великого человека [на теле] имеется семь выпуклых мест. То, что у великого человека на теле имеется семь выпуклых мест, – это, монахи, есть признак великого человека.

(17) Далее, монахи, у великого человека телосложение, как у льва. То, что у великого человека телосложение, как у льва, – это, монахи, есть признак великого человека.

(18) Далее, монахи, великий человек имеет широкую грудь. То, что великий человек имеет широкую грудь, – это, монахи, есть признак великого человека.

(19) Далее, монахи, у великого человека тело пропорционально, как дерево баньян в обхвате (санскр. nyagrodha, пали nigrodha / индийская смоковница, баньян): какова длина тела, таково расстояние между вытянутыми руками; каково расстояние между вытянутыми руками, такова длина тела. То, что у великого человека тело пропорционально, как дерево баньян в обхвате: какова длина тела, таково расстояние между вытянутыми руками; каково расстояние между вытянутыми руками, такова длина тела, – это, монахи, есть признак великого человека.

(20) Далее, монахи, великий человек имеет симметричные округлые плечи. То, что великий человек имеет симметричные округлые плечи, – это, монахи, есть признак великого человека.

(21) Далее, монахи, великий человек имеет наивысшее чувство вкуса. То, что великий человек имеет наивысшее чувство вкуса, – это, монахи, есть признак великого человека.

(22) Далее, монахи, у великого человека подбородок, как у льва. То, что у великого человека подбородок, как у льва, – это, монахи, есть признак великого человека.

(23) Далее, монахи, великий человек имеет сорок зубов. То, что великий человек имеет сорок зубов, – это, монахи, есть признак великого человека.

(24) Далее, монахи, великий человек имеет ровные зубы. То, что великий человек имеет ровные зубы, – это, монахи, есть признак великого человека.

(25) Далее, монахи, великий человек имеет зубы, плотно прилегающие друг к другу. То, что великий человек имеет зубы, плотно прилегающие друг к другу, – это, монахи, есть признак великого человека.

(26) Далее, монахи, великий человек имеет идеально белые зубы. То, что великий человек имеет идеально белые зубы, – это, монахи, есть признак великого человека.

(27) Далее, монахи, великий человек имеет большой язык То, что великий человек имеет большой язык, – это, монахи, есть признак великого человека.

(28) Далее, монахи, у великого человека голос подобен голосу Брахмы, он звучит, словно пение птицы каравика. То, что у великого человека голос подобен голосу Брахмы и звучит, словно пение птицы каравика, – это, монахи, есть признак великого человека.

(29) Далее, монахи, великий человек имеет глаза с очень тёмными зрачками (чёрные глаза). То, что великий человек имеет глаза с очень тёмными зрачками, – это, монахи, есть признак великого человека.

(30) Далее, монахи, у великого человека ресницы, как у быка. То, что у великого человека ресницы, как у быка, – это, монахи, есть признак великого человека.

(31) Далее, монахи, у великого человека в области межбровья растут волосы белого цвета, мягкие, как хлопок. То, что у великого человека в области межбровья растут волосы белого цвета, мягкие, как хлопок, – это, монахи, есть признак великого человека.

(32) Далее, монахи, у великого человека на макушке головы имеется ушниша (пали uṇhīsa, санскр. uṣṇīṣa – выпуклость на макушке головы). То, что у великого человека на макушке головы имеется ушниша, – это, монахи, есть признак великого человека.

Монахи! Вот такие тридцать два [телесных] признака великого человека имеется у великого человека. Для обладающего ими великого человека существует лишь два пути. Если он выберет мирской образ жизни, то станет Королём, Поворачивающим Колесо, королём добродетельного Закона; тем, кто одерживает победу над четырьмя сторонами света; тем, чьи владения незыблемы; тем, кто обладает семью сокровищами. Эти семь сокровищ таковы: драгоценное колесо, драгоценный слон, драгоценный конь, драгоценный кристалл, драгоценная женщина, драгоценный управляющий и драгоценный советник. И он имеет более тысячи отважных сынов, каждый из которых герой и способен одержать победу над целым войском противника. И он правит землями, простирающимися до океанских границ, покоряя их обитателей не розгами и мечом, а с помощью справедливого Закона. Однако если этот человек покинет мир, устремясь к монашеской жизни, то он станет Архатом, Достигшим Высшего Правильного Пробуждения, и будет устранять пелену [Неведения] существ.

Монахи! О тридцати двух признаках великого человека также хорошо знают различные представители других учений. Тем не менее, они не понимают, благодаря какой карме эти признаки обретаются".


Статуя Будды Шакьямуни


На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times