Бхавачакра – Колесо Бытия

Бхавачакра, или Колесо Бытия (санскр. bhavacakra, пали bhavacakka, тиб. srid pa 'khor lo), изображает Сансару как непрекращающийся процесс самопорождения неведения и страданий. Другие переводы Бхавачакры – Колесо Существования, Колесо Жизни, Колесо Перевоплощений, Круговорот Перерождений.

  Колесо Бытия

Традиционно считается, что Колесо Бытия обхватывает Яма Дхармараджа (букв. Царь Дхармы Яма)*. Его также именуют "Владыка мёртвых". Существам нелегко вырваться из круговорота рождений и смерти, – цепляясь за своё бытиё, все они порождают карму, в соответствии с которой движутся к новому циклу существования в одном из шести уделов: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, в Мире Людей, в Мире Асуров, в Мире Дэвов.


 

В центральном малом круге Бхавачакры изображены свинья, петух и змея; они символизируют три корневых загрязнения существ: Невежество, Пристрастие и Злобу. Вокруг этого круга в светлом полукольце изображены фигуры людей, которые совершали в течение жизни добродетельные поступки и следовали правильным учениям; после смерти их путь направлен к Небесам. В тёмном полукольце изображены связанные фигуры существ; надсмотрщики Ада, слуги Ямы, тащат их в скверные миры перерождений, поскольку эти существа совершали в прошедшей жизни злые деяния и из-за своего неведения накопили много плохой кармы.


Среднее широкое кольцо разделено на шесть секторов и содержит изображения шести видов существования в Мире Страстей. Это:

  1. боги Мира Страстей, или боги Небес Забвения от Развлечений (санскр. и пали deva, тиб. lha),
  2. асуры, или боги Небес Деградировавшего Сознания (санскр. и пали asura, тиб. lha ma yin – букв. "не бог"),
  3. люди (санскр. mānuṣa, пали mānusa, manussa, тиб. mi),
  4. животные (санскр. paśu, пали pasu, tiracchāna, тиб. dud 'gro),
  5. голодные духи, или преты (санскр. preta, пали peta, тиб. yi dvags),
  6. существа, страдающие в аду (тиб. sems can dmyal ba, dmyal ba, санскр. и пали naraka – букв. ад, ад ужасных страданий).

Башня в верхнем секторе кольца символизирует вселенскую гору Меру (Сумеру), а её вершина – Небеса Тридцати Трёх Богов. Между богами этих Небес и асурами ведётся борьба из-за дерева исполнения желаний, чьи корни и ствол принадлежат миру асуров, а вершина с драгоценными плодами исполнения желаний (прим: символ заслуг богов) уходит высоко вверх во владения Тридцати Трёх Богов.


Наружное кольцо содержит изображения двенадцати взаимозависимых звеньев, порождающих и поддерживающих Сансару:

  1. Слепой человек – символ Неведения (тиб. ma rig pa). Неведение – это то, что уводит нас от Абсолютной Истины, которая есть наше изначальное состояние, высшее и совершенное.
  2. Горшечник, придающий форму глиняному сосуду, – символ сформированных кармических отпечатков, это Сформированный Опыт (тиб. 'du byed). В течение жизни поступками тела, речи и ума мы приобретаем разнообразный опыт, он сохраняется в виде кармической информации, а она предопределяет наши последующие поступки. После смерти Сформированный Опыт вновь проявляется и постепенно создаёт движение, порождая Различение.
  3. Прыгающая в ветвях обезьяна – символ Различения (тиб. rnam shes, rnam par shes pa), то есть того, что лежит в основе работы сознания. Различение – это идеи, лежащие в основе наших суждений и позволяющие определять: хорошо или плохо, красивое или уродливое, слабое или сильное и т.д. Различение возможно благодаря опыту, накопленному в прошлом.
  4. Человек, переправляющийся на лодке – это "Имя и Форма", или психофизические аспекты (тиб. ming gzugs). Под "именем" понимаются элементы души: сформированный опыт, различение, представления и ощущения; под "формой" – форма-внешность. Процесс проявления элементов души и формы-внешности происходит в промежуточном состоянии между временем смерти существа и временем его перерождения. "Имя и Форма" на начальном этапе – это проявление в иллюзорном теле бардо. Это иллюзорное тело бардо символически представлено человеком, переправляющимся на лодке к берегу нового существования.
  5. Благоустроенный дом – символ Шести Органов Чувств и их Объектов. Другими словами, это аятаны – области чувств, области чувственного восприятия, их – шесть (тиб. skye mched drug). Шесть областей чувств – это шесть пар: глаз и видимые формы, ухо и звуки, нос и запахи, язык и вкусы, тело и прикосновения, сознание и идеи. Кстати, дом – это одно из значений санскритского слова āyatana.
  6. Обнимающиеся мужчина и женщина – символ Касания, Контакта (тиб. reg pa). Шесть Органов Чувств входят в контакт с объектами восприятия.
  7. Человек со стрелой в глазу – символ Ощущения, Чувства (тиб. tshor ba). Из-за контакта Шести Органов Чувств с объектами восприятия возникает Чувство.
  8. Человек с чашей вина – символ Жажды (тиб. sred pa). Чувство порождает Жажду, то есть сильное желание, направленное на объект.
  9. Человек, собирающий плоды, – символ Захваченности (тиб. len pa). Захваченность – это желание вновь и вновь получать опыт тех ощущений, которые воспринимаются нами, как приятные. Помимо захваченности объектами чувств, выделяют захваченность ложными воззрениями, ложными обетами и заповедями, ошибочным представлением о нашей изначальной сущности.
  10. Мужчина и женщина в своём доме – символ Существования (тиб. srid pa). Например, для человека Существование наступает в момент, когда его душа в бардо устанавливает связь с будущими родителями и входит в матку, обретая тело зародыша. Данное существование заканчивается со смертью. В большинстве случаев Существование возникает из-за захваченности объектами чувств, из-за желания опыта конкретных ощущений Мира Страстей.
  11. Рожающая женщина – символ Рождения (тиб. skye ba).
  12. Человек, несущий на спине труп к месту кремации, – символ Старости и Смерти (тиб. rga shi). Значение последнего звена Взаимозависимого Возникновения включает также все душевные и телесные страдания, которые мы испытываем в течение жизни.

Наверху справа от Ямы изображён Будда Шакьямуни, слева изображён небесный мир Будды Амитабхи, Сукхавати (санскр. Sukhavatī, Небеса Счастья). На других тханках наверху слева изображают Бодхисаттву Авалокитешвару.

Бхавачакру иногда именуют Колесом Взаимозависимого Возникновения (санскр. pratītya-samutpāda-cakra).


Примечание:
* Дхармараджа – царь Дхармы. Считается, что первоначально так именовали царей древней Индии. Цари имели право судить и устанавливать правовой порядок в стране. Слово "дхарма" в этом контексте означала закон. Термин получил особую смысловую окраску, проникнув в Тибет с распространением буддизма. Он стал титулом царей, распространявших и оберегавших буддийскую Дхарму. Значение слова "дхарма" здесь – это истинный закон, Учение Будды.

Бог Яма вершит суд в соответствии с Законом Кармы, его также именуют Дхармараджей. Согласно буддийской космологии Ямараджа пребывает на Небесах Ямы. Среди шести Небес богов Мира Страстей его мир находится выше Небес Четырёх Сильных Правителей и Небес Тридцати Трёх Богов, но ниже других трёх Небес. Бог Яма судит и выносит решение, куда перевоплотиться душе умершего согласно накопленной в течение жизни карме. По этой причине его называют "Владыка мёртвых". Карма существ в большинстве случаев настолько плоха, что им суждено перевоплощаться ниже Небес Ямы, и, следовательно, проходить через его страшный суд. (^)


Увеличенное изображение тханки "Колесо Бытия" [рамер: 301KB, 706х961х16M jpeg]



Другие изображения:

  1. Колесо Бытия
  2. Колесо Бытия

На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times