Ступа – символ мироздания и Пути от Неведения к Пробуждению

Слово stūpa в переводе с санскрита означает вершина, верхушка. Например, это может быть макушка или пучок волос на голове. Это слово означает также особый буддийский монумент. В древней Индии ступами назывались могильные холмы, курганы.

  Изображение ступы

Первоначально ступа (санскр. stūpa, caitya, пали thūpa, тиб. mchod rten – чортен) представляла собой холм, содержавший останки святого человека или объекты, связанные с его жизнью. Через столетия ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии. В буддизме она стала символом мироздания, схематически выраженного ступенчатой структурой ступы. Ступа символизирует собой вселенскую гору Меру. Архитектура ступы может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница (ступени), купол, шпиль и навершие. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Например, соответствие с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земля; лестница – с Водой; купол – с Огнём; шпиль – с элементом Ветер (Воздух); навершие – с Пространством. Или другое соотношение: основание – омрачения ума; лестница и купол – начало пути к просветлённому состоянию ума; шпиль – состояние бодхисаттвы, навершие – состояние Будды. Таким образом, ступа также рассматривается, как символ Пути от Неведения к Высшему Пробуждению.

В буддийских текстах упоминается, что после кремации тела Будды останки его были поделены на восемь частей, каждая из которых была помещена в специальную ступу. Эти реликвии стали объектом поклонения буддистов.

Реликвии, помещаемые в Ступах Просветления, представляют собой объекты веры: мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты. Так, например, внутри Ступы Просветления, построенной недавно в Элисте, тибетскими ламами были заложены:


Ступа Просветления в Элисте  
  • субстанция, выступившая на костях Будды Кашьяпы;
  • кусочек ткани, в которую были завернуты тексты Праджняпарамиты, принесенные Нагарджуной из страны нагов;
  • печать, которой Гуру Ринпоче запечатывал свои терма;
  • тексты учений-терма Падмасамбхавы;
  • бусина из четок 14-го Кармапы;
  • волосы 15-го Кармапы;
  • кусочек одежды 16-го Кармапы;
  • земля из Лумбини, места рождения Будды Шакьямуни;
  • частицы ступы Сваямбху и другие реликвии.

Кроме того, в Ступу было заложено множество символических предметов, мантр, молитв и драгоценных вещей.

Во времена распространения буддизма обладание подобными реликвиями, а также строительство ступ были очень важны; ступы с реликвиями были символом приверженности Дхарме, способствовали обретению благой мотивации и заслуг. Упоминается, что индийский царь Ашока после встречи с Гуру Ринпоче обрёл глубокую приверженность Учению Будды и при своей жизни возвёл миллион ступ.


Ступа

Сейчас ступы можно найти везде, где распространён буддизм, появились они и в Европе. Строительство cтуп сопровождается особыми религиозными ритуалами.



На главную страницу    |   На дополнительную страницу