Ниже приводится текст из книги Джона Рейнолдса "Золотые письмена".
Школа Ньингма представляет собой самую древнюю традицию буддизма Махаяны в Тибете. Она была основана в VIII веке нашей эры тантрическим Учителем из Уддияны Гуру Падмасамбхавой вместе с индийским учёным-монахом Шантаракшитой и царём Тибета Трисонг Деценом. В самой же этой традиции считается, что Дзогчен представляет суть Учения Будды. Тибетское слово "Дзогчен" (тиб. rdzogs pa chen po букв. "великое совершенство", санскр. mahāsandhi букв. "великое единство") обычно переводится как "Великое Совершенство". Это учение носит такое название, поскольку оно является полным и совершенным (тиб. rdzogs pa) само по себе, без каких-либо изъянов и неполноты, и потому, что оно является высшим (тиб. chen po) учением. В силу того, что оно представляет собой вершину всех прочих путей к Просветлению, или "колесниц" (санскр. yāna), относящихся к уровням как Сутры, так и Тантры, оно называется также Ати-йогой (санскр. atiyoga), или абсолютной йогой. Вместе с тем, санскритский термин Atiyoga иногда интерпретируется как вариант термина Adiyoga (тиб. gdod ma'i rnal 'byor), что означает "изначальная йога". Этот последний термин указывает на то, чем является Дзогчен по своей сути: на изначальное состояние всякого индивидуума. Изначально чистое состояние (тиб. ka dag) просветлённости, последовательно проявляющееся как Основа, Путь и Плод (тиб. gzhi lam 'bras bu, gzhi lam 'bras gsum), является, по сути, изначально присущим каждому живому существу состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа. Поэтому учителя школы Ньингма не считают Дзогчен просто одной из систем верований или философских взглядов, собранием текстов, школой или направлением. Напротив, Дзогчен это прямое введение и пребывание в этом изначальном состоянии просветлённости, которое всегда присутствует во всяком живом существе, подобно солнцу на небе, хотя его ясный лик и может быть скрыт облаками неведения (тиб. ma rig pa, санскр. avidyā, букв. неведение, невежество).
И действительно, на протяжении истории Тибета практики Дзогчена не ограничивались исключительно школой Ньингма. Более того, в бонской традиции Тибета сохранилась система Дзогчена, идентичная по смыслу, но представляющая собой независимую линию передачи, а именно, устная традиция Шанг-Шунга (тиб. zhang zhung snyan rgyud). Как правило, для практикующих Дзогчен, принадлежащих к любой тибетской школе, буддийской или бонской, окончательная цель духовного пути это реализация в повседневной жизни этого изначально присущего состояния будды, а вовсе не образование ещё одной философской школы. Такая реализация и называется Великим Совершенством.
Согласно тибетской традиции Ньингма, Гараб Дордже (тиб. dga' rab rdo rje, санскр. Surativajra, Prahevajra) был первым Учителем в человеческой форме, дававшим наставления по Дзогчену. Мы говорим "в человеческой форме", потому что в традиции считается, что наставления по Дзогчену получали определённые, не принадлежащие к Миру Людей, существа в других измерениях существования. В одном из ранних текстов говорится о тринадцати солнечных системах, в которых распространялись учения Дзогчен. Кроме того, сказано, что Гараб Дордже родился не в Индии, а в давно исчезнувшей стране Уддияна (Оргьен), которая распологалась к северо-западу от Индии, возможно, на территории современного Пакистана или Афганистана. Считается, что Гараб Дордже в состоянии медитативного созерцания получил передачу учений (тиб. bka' ma, букв. "устная передача") Дзогчен непосредственно от Ваджрасаттвы, божества, представляющего собой Самбхогакая-аспект Будды. Ваджрасаттва (тиб. rdo rje sems dpa') это не историческое проявление Будды; правильнее будет сказать, что он представляет собой принцип просветления Будды, который находится за пределами времени и истории, и, вообще, за пределами обусловленного существования (санскр. saṃsāra). Таким образом, согласно традиции, откровение Будда-Дхармы не было ограничено жизнью исторического Будды Шакьямуни, жившего где-то в северной Индии в VI столетии до н.э. (или даже раньше, согласно хронологическим подсчётам тибетцев). Ваджрасаттва это не просто один Будда в длинной цепочке Будд; он является архетипом вечности, существующей за пределами мирского пространства и времени, и пребывает в центре мандалы всего бытия. Из него исходят эманации всех исторических Будд или Нирманакай, которые время от времени появляются на нашей планете. В этом смысле Гараб Дордже также считается эманацией Ваджрасаттвы, и, фактически, в традиции Ньингма его называют "Тулку" (тиб. sprul sku), или Нирманакая, что означает "тело-эманация".
Согласно традиции, сам Ваджрасаттва в начале времён получил передачу Дзогчена, или Ати-йоги, непосредственно от Ади-будды, Изначального Будды Самантабхадры (тиб. kun tu bzang po), который является высшим аспектом состояния будды, аспектом Дхармакаи. Следовательно, умопостроения ограниченного интеллекта не могут постигнуть Самантабхадру, а слова и символы не могут его выразить, потому что он ничем не ограничен и всепроникающ, подобно пространству. Ваджрасаттва получил учение от Самантабхадры по методу передачи "от ума к уму", то есть мгновенно и без произнесения слов. Это Передача Ума, или прямая передача Будд (тиб. rgyal ba dgongs brgyud). Таким удивительным и чудесным образом учения спонтанно вышли из непроявленного пространства Дхармакаи, чтобы проявиться на уровне Самбхогакаи. Но всё это произошло в состоянии абсолютной чистоты, незагрязнённой какими-либо ограничениями или омрачениями: интеллектуальными, психическими или материальными. В свою очередь Ваджрасаттва, представляющий собой вневременной аспект состояния Будды, с помощью символов и почти без слов передал учения Дзогчен величественным существам, человеческим и божественным, которых называют видьядхарами (санскр. vidyādhara, тиб. rig 'dzin "держатель изначальной мудрости"), "теми, кто реализовал знание Изначального Состояния". Сперва это произошло в различных мирах, существующих выше и дальше человеческого мира. Среди этих нечеловеческих существ был Гараб Дордже в своём прошлом божественном воплощении. Этот процесс представляет собой символическую передачу видьядхар (тиб. rig 'dzin brda brgyud).
В предыдущем рождении Гараб Дордже был Дэва, или богом, в одном из небесных миров (прим: на Небесах Тридцати Трёх Богов), а затем чудесным образом родился на Земле в стране Уддияна (согласно преданию, его зачатие было непорочным, и родила его буддийская монахиня-девственница). Таким образом, он является Нирманакаей, или проявленным историческим аспектом будды. Хотя принцип состояния будды выходит за пределы обычного существования и времени, Самбхогакая-Будда постоянно проявляет из своей бесконечной потенциальности бесчисленных Ниманакая-Будд, которые воплощаются на Земле людьми в определённые исторические периоды, чтобы передать людям Учение, Дхарму, освобождающую из темницы Сансары, и привести всех к Освобождению и Просветлению. Проявившись и действуя на Земле, Гараб Дордже передал учения Дзогчен различным дакиням (человеческим и нечеловеческим), и особенно своему основному ученику, учёному Манджушримитре. Он передавал эти учения как посредством передачи "от ума к уму", так и "символической передачей", но, главным образом, он передавал их с помощью устных объяснений. Манджушримитра, в свою очередь, передал эти наставления своему основному ученику Шрисингхе, а тот одарил ими Джнянасутру, Вималамитру, Падмасамбхаву и тибетского переводчика Вайрочану. Этот процесс, начавшийся от Гараба Дордже, представляет собой устную передачу различным людям (тиб. gang zag snyan brgyud). Таким образом, существует три основных типа передачи учений Дзогчен: прямой, символический и устный.
На главную страницу | На дополнительную страницу | Шрифт VU Times