Гампопа

"Гампопа (тиб. sgam po pa) был из семьи Ньива. Отцом его был Ньива Гьялпо, а матерью – Шомоса Че-чам. Лодойтаг Лхачже Гампопа был вторым из их трёх сыновей и родился в год Земли-Овцы (1079г). В молодости он изучал медицину и стал знатоком её. Лхачже женился, но когда ему было 20 лет, жена умерла, и он очень печалился. В 26 лет Гампопа одновременно получил и послушническое, и полное монашеское посвящение в присутствии кальянамитры (санскр. kalyāṇamitra, тиб. dge bshes, букв. добродетельный друг) Шабпа-лингпы.


Гампопа. Статуя из храма Кумбум  

В Нижнем Дагпо он слушал у Мар-юл Лодэна многочисленные ритуалы посвящений в Цикл Самвары и "Rin-chen rgyan drug-ma" (текст, принадлежащий к Циклу Самвары).

После этого Гампопа отправился в Северный У-ру (Пэн-юл в У) и слушал кадампинское учение у Чаюлпы, Ньюгрумпы и Чагри Гонхапы. Он получил наставления в практике созерцания от ачарьи Бодхисаттвы (тиб. byang chub sems dpa'). Занявшись созерцанием, впал в глубокое сосредоточение, продолжавшееся 13 дней. После этого он вернулся в родные места.


Занимаясь созерцанием, он заметил неподалёку трёх нищих, один из которых сказал:

– Как бы я хотел иметь много ячменной муки и чашку овощей!

Другой сказал:

– Если высказываешь пожелание, то уж лучше пожелай переродиться царём, как царь Цэдэ.

А самый старший из них сказал:

– Лучше пожелать стать, как Миларэпа, который не нуждается ни в еде, ни в одежде, а может летать по небу.

Услышав произнесённое имя Милы, Гампопа преисполнился сильной веры. Он дал нищим еды и поинтересовался, где можно найти этого йогина. Нищие сказали:

– Этот йогин живёт на вершине Тин Ньенам. Когда люди добираются туда, они не видят его, а некоторые видят его в виде чайтьи (ступы).

В тот вечер, погрузясь в созерцание, Гампопа увидел во сне, что он бьёт в большой барабан, а звук разносится очень далеко; потом он увидел, как трубит в медную трубу, издающую мощный звук, и ему сказали, что во всём Тибете нет другой такой трубы. Он решил, что это, должно быть, знак его будущей встречи с Досточтимым Учителем Милой. Потом он отправился в путь, чтобы выказать почтение учителям в У-ру. Он сказал им, что слышал имя одного Учителя и собирается встретиться с ним. Кто-то из них сказал:

– Разве наших наставлений тебе недостаточно?

Но он повторил свою просьбу, и тогда получил разрешение идти. Один из учителей сказал ему:

– Ты не должен отказываться от наших знаков, – имея в виду монашескую одежду этой школы.

Он продолжил свой путь в сопровождении человека по имени Гонгтон. Когда они пришли в Цонгдуй в Цанге, Гонгтон заболел, ему пришлось остаться там, а Гампопа продолжил путь в одиночестве. На расстоянии полутора дней пути от обители Досточтимого он серьёзно заболел и был при смерти, но помолился Досточтимому и быстро выздоровел. Когда он добрался до Тина, навстречу вышел монах и сказал ему:

– Велико твоё счастье!

Гампопа попросил объяснить эти слова, и монах ответил:

– Потому что Учитель в прошлом году указал на твой приход, а сейчас велел мне пойти и принять тебя!

Тогда Гампопа решил, что он счастливец и почувствовал некоторую гордость. Учитель Мила узнал о его гордости и полмесяца не принимал его. Затем в один прекрасный день послал за ним. Когда Гампопа пришёл, Досточтимый сидел на большом камне. Гампопа преподнёс ему кусок золота и пачку чая. Относительно золота Досточтимый сказал шутливо:

– С этим я не согласуюсь по годам (имея в виду, что его год рождения не согласуется с золотом)*.

Относительно же пачки чая Досточтимый сказал, что ему не в чем готовить чай, и отдал её обратно Гампопе.

  Миларепа

Затем Учитель дал ему чашу из черепа, полную вина. Гампопа подумал, что монаху не подобает пить. Учитель, уловив его мысль, настоял, чтобы он выпил. Когда он всё выпил, Учитель спросил, как его зовут.

Гампопа ответил, что его имя Сонам Ринчен (тиб. bsod nams rin chen, санскр. Puṇyaratna, букв. "Сокровище заслуг"). Тогда Учитель повторил трижды "заслуга, заслуга, заслуга" и спел: "Выйди из накопления заслуг (тиб. bsod nams tshogs, санскр. puṇyavarga), Сокровище живых существ", а затем добавил: "Это будет твоим приветствием!".

Гампопа произнёс свою просьбу:

– Молю, даруйте мне тайные наставления.

Мила спросил его:

– Был ли ты посвящён?

Гампопа ответил:

– Я получил много посвящений в "Rin-chen rgyan-drug", Цикл Самвары и прочее от Мар-юл Лодэна. Я также слушал много изложений тайных наставлений кадампинцев в Северном У-ру. Я испытал 13-дневное самадхи, характеризовавшееся отсутствием ощущений.

Учитель громко засмеялся и сказал:

– Лучше этого самадхи самадхи богов Мира Форм и Мира Без Форм (рупадхату и арупадхату), которые могут созерцать всю кальпу. Но для Просветления нет от него проку. Это как в поговорке: сколько не жми песок, масла не выжмешь. У кадампинцев есть тайные наставления (тиб. gdams ngag – сущностные наставления), но у них нет секретных наставлений (тиб. man ngag, санскр. upadeśa – тайная устные наставления). Из-за того, что демон проник в сердце Тибета, Досточтимому Учителю Атише не позволили проповедовать Ваджраяну, но если бы ему позволили сделать это, то сейчас Тибет был бы полон святых! У кадампинцев стадия порождения (санскр. utpannakrama, тиб. bskyed rim) состоит только из созерцания божеств-хранителей (йидамов) в одиночном аспекте (т.е. без юм), а их стадия завершения (санскр. sampannakrama, тиб. rdzogs rim) состоит только из созерцания растворения мира и его обитателей в сфере абхасвары (санскр. ābhāsvara, тиб. 'od gsal ba – Небеса Света и Звука, прим: это Небеса Мира Форм, соответствующие второй дхьяне медитативного сосредоточения). Теперь ты должен созерцать моё Туммо А-тунг**.

Гампопа дал два золотых шо домохозяину в Тине, который обещал снабжать его продуктами, и построил себе маленькую хижину из земли и дерева у упомянутого большого камня, а затем попросил тайных наставлений. Но Мила сказал:

– Хотя я знаю, что ты раньше получал посвящения, но теперь ты должен действовать по моей системе.

Затем он даровал ему посвящение в Цикл Ваджраварахи. Гампопа занялся созерцанием по наставлениям, дарованным ему Учителем, и, когда все знаки появились в должной последовательности, он сообщил о результатах Учителю, а тот сказал ему:

– Это всё знаки привлечения праны (жизненной энергии) и здоровья в определённые центры физического тела. Нет ни вреда, ни заслуги в них. Тебе следует продолжать созерцание.

И Гампопа продолжал созерцать. После того, как он сказал Учителю, что целый день может жить на одном только вдохе и может дышать через кончики пальцев, Мила сказал:

– Это не значит, что ты приобрёл контроль над дыханием, это просто показывает степень твоих способностей к овладению таким контролем.

Когда Гампопа имел видение солнца и луны, захваченных Раху***, Мила трижды сказал:

– Теперь, теперь, теперь.

И даровал ему высшую степень внутреннего огня, добавив:

– Когда эти знаки станут ясными, ты достигнешь успеха! (букв: ты станешь великим героем).

Так Гампопа провёл 13 месяцев вместе с Учителем. После этого Учитель сказал Гампопе:

– Теперь учёный из Уя должен вернуться в свою страну.

И, проводив его до моста, сказал Гампопе:

– Теперь ты должен оставить мирскую жизнь и заниматься только созерцанием! Не водись с людьми, заражёнными тремя видами ядов: завистью, гневом и леностью (прим: вероятно более точный перевод "жадностью, гневом и невежеством"), потому что их дыхание (т.е. прана) может осквернить твою практику. Тебе следует держаться уединённых обителей и безлюдных мест, и через три года в тебе созреет подлинная способность созерцания. Тогда в тебе появится иная вера в меня, чем сейчас.

Гампопа отправился в Ньел и поселился в монастыре Сэвалунг, где жило много монахов, принадлежавших к школе Кадам. Он подумал, что если отвергнет их религиозные обеты, то они сочтут его греховным. Поэтому он придерживался их религиозных обрядов, но они лишь слегка влияли на его созерцание. Наконец он решил, что нехорошо так поступать, и три года серьёзно занимался созерцанием, не покидая своего места. Тогда он впервые постиг природу своего ума и высшую природу всех элементов феноменального бытия. Он решил, что это, должно быть, и есть то подлинное достижение, упомянутое Учителем, а затем понял, что Досточтимый Учитель сам является дхармакаей, духовным телом высшей природы, а он по ошибке принимал его за великого сиддха".


Из "Синей Летописи" Гой-лоцавы Шоннупэла



"Сначала Гампопа пришёл в монастырь Кадам в Сэвалунге в Ньеле, но вскоре он понял, что его пребывание там вредит практике Махамудры. Вспомнив совет Милы, Гампопа удалился в отшельничество на три года, пока не реализовал истинную природу ума и одновременно не распознал своего гуру как истинного Будду.

Затем Гампопа переместился в Оде Гунгьял, где и оставался в отшельничестве на протяжении последующих девяти лет. Когда прошло двенадцать лет после прощальной беседы с Миларепой, он повернул свои стопы по направлению к резиденции своего гуру в Чубаре. В Ярлунге он услышал весть об уходе Миларепы, и эта утрата не оставила ему иной возможности, кроме как вернуться в отшельничество в Оде Гунгьял. Некоторое время позднее Гампопа получил определённые знамения того, что его собственной жизни могут угрожать различные опасности. Он отвратил их с помощью медитации долголетия на Белую Тару, полученную еще от его старого учителя школы Кадам Геше Ньюкрумпы. Наконец Гампопа поселился в уединенном жилище на горе Гампо в южной части провинции У, где у него стали появляться ученики.

В согласии с надобностями его новых учеников Гампопа основал маленький монастырский комплекс, позднее известный как Даклха Гампо, первый монастырь Дакпо Кагью. Ученики из всех частей Тибета собирались в этот центр. Гампопа составил много важных текстов в течение этого периода, в числе которых "Драгоценное украшение Освобождения" и "Драгоценные чётки Высшего Пути"; оба эти текста свидетельствуют об объединении им двух течений духовной практики, которым он сам обучался: ступенчатого пути учения Кадам и учения Махамудры линии сиддх, переданное через Миларепу. В отличие от предыдущих Учителей линии Гампопа давал наставления Махамудры без абхишеки большинству, хотя и не всем, из своих учеников. Как утверждал Го Лоцава, "Дакпо Ринпоче вырабатывал понимание Махамудры в начинающих, еще не имевших посвящений". Этот метод учения стал известен как сутра-традиция Махамудры.

После многих трудов Гампопа ушёл из этого мира в своём монастыре в 1173 году. В сам день своей смерти он дал учение Махамудры двум монахам, пришедшим с просьбой абхишеки Ваджраяны. Во время кремации его тела дакини и боги появились в небе, а его сердце было найдено неповрежденным в пепле погребального костра.

Четыре ученика Гампопы получили полную передачу его учения: Дюсум Кхьенпа, Дакпо Гомцул, Пхакмо Друпа и Барам Дарма Вангчуг. Эти четверо, прямо или опосредованно, впоследствии стали отцами-основателями "четырех старших" ветвей Дакпо Кагью: Карма, Цхал, Пхакмо Дру и Барам. Эти ветви распространили систему Дхармы Гампопы – систему двух течений, Кадам и Махамудры, – по всему Тибету".


Из текста Нгакпа Джампа Тхайе "Золотая гирлянда.
Кагью от Господина Прибежища Ваджрадхары до Джецуна Гампопы"



Гампопа

Примечание:

* В Тибете некоторые годы считаются не согласующимися друг с другом. Например, молодой человек, родившийся в год Свиньи, не должен обручаться с девушкой, родившейся в год Мыши. – [Примечание Юрия Николаевича Рериха, автора перевода "Синей Летописи" с тибетского на английский язык.] (^)

** Туммо (тиб. gtum mo) – внутренний жар, поднимающийся вдоль позвоночника. Ключом к овладению процессом туммо является пробуждение кундалини, внутренней энергии тонкого тела. А-тунг (тиб. a thung) начертанием похожа на иглу и является частью буквы А-долгое индийского алфавита дэванагари. (^^)

*** Раху – демон солнечных и лунных затмений. (^^^)



На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times