Монастырь Кумбум Джампалинг. Храм ста тысяч изображений

Монастырь Кумбум Джампалинг (тиб. sku 'bum byams pa gling), или "Храм Майтреи со ста тысячами изображений", связан с именем основателя Гелугпы Дже Цонкапы. Для последователей Цонкапы Кумбум всецело связан с его рождением, храм построен на месте его рождения. Цонкапа родился в год Огня-Курицы (1357г) в районе Цонка (тиб. tsong kha, переводят как "падь дикого лука"), что в Амдо (Домэ). Через три года после его рождения на месте "пролития крови пуповины его" выросло сандаловое дерево "цан-дан" (тиб. tsan dan, сандаловое дерево).* Говорили, что на листьях этого дерева были видны изображения будд и божеств: Львиноголосого, Манджушри, Ямантаки, Махакалы и др. В юности Цонкапа покинул дом, став монахом. Бурятский востоковед и путешественник Гомбожаб Цэбекович Цыбиков (1873-1930гг) приводит следующий рассказ.


Монастырь Кумбум

Однажды, когда Цонкапа был уже знаменит, мать позвала своего сына навестить её.
"Тогда он кровью из своего носа нарисовал два автопортрета, сделал также два клише будды Львиноголосого (тиб. seng ge'i nga ro, букв. "Львиный рык") и послал всё это матери и старшей сестре. При этом он написал, что, если отпечатаются сто тысяч изображений Львиноголосого и сделают субурган (ступу) под деревом, выросшим на месте пролития крови пуповины его, то это будет равносильно личному свиданию с ним. Мать исполнила желание сына.


Но основание монастыря Гумбум (Кумбум) было заложено через 143 года после смерти Цонкапы, то есть в 1560 году (год Железной Обезьяны), именно в этом году созерцатель Ринчен Цондрю Гьяцо (тиб. rin chen brtson 'grus rgya mtsho / в оригинале: Ринчен Цзондуй Чжамцо) построил подле субургана немного домов и поселил около десяти монахов. Затем, восемнадцатью годами позднее, он построил храм Майтреи (1577 год, 6 год правления минского императора Ван-ли).

Из этого можно заключить, что место рождения Цонкапы стало особенно привлекать уже тогда, когда он сильно прославился в Тибете, или даже после его смерти, когда жизнь его стала превращаться у последователей в легенду.

Потанин, назвав Гумбум самым значительным монастырём в составе северной группы амдоских монастырей, не находит иного объяснения известности и богатства этого духовного центра, как по причине его местности, являющейся исторической родиной Цонкапы. Я полагаю, что Гумбум развивался также благодаря своему местоположению на пути из Тибета в Монголию, Китай и обратно.


Из истории известно, что туметско-монгольский Алтан-хан в 12-м году правления минского Ван-ли, в год чёрной Овцы (1583г), пригласил к себе ламу Сонам Гьяцо (тиб. rgyal ba bsod nams rgya mtsho / 1543-1588гг) и провозгласил его Далай-ламой. Путь Сонам Гьяцо пролёг через Цайдам и Кукунор (озеро Коконор, или Тришок Гьялмо – тиб. khri shog rgyal mo, или mtsho sngon po – Синее Озеро), а также через Гумбум (прим: Кумбум расположен к востоку от озера Коконор), где он провёл некоторое время. Здесь Далай-лама предложил построить храм и пожертвовал много имущества на эту цель.


Но не только приношение высокого иерарха помогло рождению и возвышению монастыря. Сам факт пребывания Далай-ламы здесь способствовал притоку богомольцев как из Амдо, так и из Монголии, а, следовательно, приносил большие доходы.

По желанию Далай-ламы, как указывалось, был построен храм и установлено общинное служение. С его времени монастырь стал называться Гумбум, то есть "Сто тысяч изображений". Это было в 1583 году (227-й год после рождения Цонкапы).

Вслед за этим монгольский Далай-лама, Йонтэн Гьяцо (тиб. yon tan rgya mtsho / 1589-1617гг), по пути следования в Лхасу в 1603 году посетил Гумбум и удалил из него светских жителей. Затем, по мере роста авторитета Далай-лам, посетили этот монастырь пятый, шестой и седьмой Далай-ламы. При этом шестой [Далай-лама] посетил его уже [будучи] опальным, а седьмой – по настоянию маньчжурского правительства, в детстве.

...

Что касается воспоминаний о месте рождения Цонкапы, то в биографии сказано, что когда сняли старый субурган (ступу), дерево оказалось исчезнувшим под землю. Тогда его откопали, сделали каменную ограду и над ним поставили серебряный субурган, который находится теперь в особом золотокровельном здании.

Внутренне дерево недоступно для осмотра обыкновенными ламами и светскими людьми, из чего можно заключить, что оно в темноте, может быть теперь, по прошествии более 550 лет со дня рождения Цонкапы, не сохранилось совершенно. Снаружи храма, а также во дворе другого храма, на том месте, где зарыты волосы Цонкапы после пострижения его в монахи, растут деревья одной и той же породы с буквами на коре. Листья их после падения собираются монахами-сторожами и за известное вознаграждение раздаются богомольцам, которые верят, что они, как появившиеся на чудесном дереве, связанном с рождением Цонкапы, полезны при затруднительных родах женщин. Здесь ещё много реликвий, связанных с именем Цонкапы".


Когда храм Кумбум был построен, в нём была установлена статуя Покровителя Майтреи (тиб. byams pa mgon po, санскр. Maitreya-nātha, пали Metteyya-nātha). По этой причине полным названием монастыря считается Кумбум Джампалинг (тиб. sku 'bum byams pa gling), или "Храм Майтреи со ста тысячами изображений". В монастыре Кумбум преподавались философия и тантра, были открыты два соответствующих факультета. Кумбум Джампалинг поныне остаётся действующим монастырём.



Монастырь Кумбум. Ступы


Примечание: * Цыбиков Г. Ц. пишет: "Сказывают, что на том месте, где родился этот замечательный человек, выросло белое сандаловое дерево (тиб. tsan dan dkar po) со ста тысячами изображений на листьях и с буквами на коре… Потанин, ссылаясь на Крейтнера, который называет дерево seringa japonica, подтверждает, что сухие листья, добытые им, были похожи на сиреневые. А о буквах на том дереве он в том же сочинении говорит, что ему "удалось достать обломок молодой ветки замечательного дерева, на нём действительно были заметны рассеянные пятнышки, имевшие сходство с буквами; это особым цветом окрашенные участки коркового слоя, которые сквозили из-под прозрачной эпидермы в виде литерообразных фигур жёлтого цвета, неправильно рассеянных по тёмно-вишнёвому фону"... Я лично, во время своего путешествия в Тибет, видел буквы на деревьях (их несколько в двух местах) и удивлялся искусству таинственного воспроизведения их". Главной святыней Кумбума стала ступа, воздвигнутая над тем деревом. Эта ступа находится в особом здании, построенном на фундаменте из серого гранита. Сначала этот храм назывался "Лхакханг-ченмо" (тиб. lha khang chen mo), или Великий Храм. Название "Сэрдон-ченмо" он получил лишь после того, как была позолочена его крыша (около1884г). (^)


На главную страницу   |   На дополнительную страницу