Отношения тибетских лам с монгольскими ханами (1240-1350гг)

В начале XIII века знаменитый монгольский завоеватель Темучин, или Чингис-хан (монг. Činggis-qan, букв. "Великий царь"), образовал огромное государство, простиравшееся от берегов Тихого океана до берегов Каспийского моря.


По русской истории известно, что в 1223 году передовые монголо-татарские отряды появились в черноморских степях и угрожали кочевавшим там половцам. Половцы звали русских князей на помощь против страшного врага, говоря: "Если татары сегодня возьмут землю Половецкую, то завтра возьмут Русскую землю". Для Руси монголы были неведомым народом. Новый угрожающий враг вселял опасения. Русский летописец записал в 1223 году: "Того же лета явишася языцы (народы, которых вскоре стали называть монголо-татары), их же никто же добре ясно не весть, кто суть и отколе изидоша, и что язык их. И которого племени суть, и что вера их…"

  Монгольское седло

Далее события развивались в следующем порядке:

1223г – битва с монголами союзного русско-половецкого войска на р. Калке завершилась поражением последнего.

1227г – смерть Чингис-хана. Перед смертью он делит свои владения между сыновьями. Верховная власть переходит к Угэдэю. Батыю (Бату) предаются земли западнее Урала, которые предстояло ещё завоевать.

1236г – Батый со своей ордой начинает завоевательные походы. Покорение владений волжско-камских булгар с захватом их столицы (Великий Булгар).

1237г – Завоевание земель Рязанского княжества, Суздальской земли (Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Москва, Тверь и др.).

В течение двух лет Батый покоряет всю северо-восточную Русь.

1239-1240гг – хан покоряет юго-западные русские земли (Чернигов, Переяславль южный, Киев и др.).

1241-1242гг – вторжения в Венгрию, Польшу, Моравию, Силезию. Впрочем, затем Батый отступил. Волынь и Галиция остались крайними западными пределами владениий новой империи.

Территории, входившие в состав империи, облагались данью, но известно, что от платежа татарской дани ("выхода") было избавлено всё русское духовенство с церковными людьми.

Отмечалось, что монголо-татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от них особые льготные грамоты ("ярлыки"), которыми обеспечивались права и привелегии духовенства, неприкосновенность церковных имуществ.


В 1244 году внук Чингис-хана Годан-хан (монг. Godan-qan) отправил в Тибет экспедицию и пригласил одного из наиболее значительных религиозных лидеров Тибета, Сакья Пандиту Кюнга Гьялцена (тиб. sa skya paN Di ta kun dga' rgyal mtshan = sa skya pan chen – Сакья Панчен / 1182-1251гг), к своему двору. В результате визита было положено начало продолжительным отношениям Тибета и Монголии, которые имели особый, духовно-патрональный характер.

Преемник Годан-хана Хубилай-хан (монг. Qubilai-qan) принял буддизм и пригласил Дрогона Чогьяла Пхакпу (тиб. 'gro mgon chos rgyal 'phags pa / 1235-1280гг), племянника Сакья Пандиты, быть его духовным наставником. Таким образом, отношения "чой-йон" ("духовный учитель – жертвователь") реализовались в принятии Хубилай-ханом буддизма как государственной религии его империи и в признании Чогьяла Пхакпы её высшим духовным авторитетом. Летопись тех времён упоминает, что Хубилай-хан, уступив уговорам своей супруги, согласился принять духовное посвящение от молодого ламы, если тот сядет на престол ниже его. Но лама отказался дать посвящение в таком положении. После обоюдных уступок они оба сели на троны одинаковой высоты.

В 1254 году в знак благодарности Хубилай-хан предоставил своему духовному наставнику политическую власть над Тибетом, присвоив ему различные почётные титулы.

Эти первичные отношения "чой-йон" затем были укреплены отношением такого же характера между ламами и монгольской и тибетской знатью. Подобные уникальные отношения между государствами в Центральной Азии послужили впоследствии основой отношений между маньчжурскими императорами и последующими Далай-ламами.

В 1271 году над восточной частью монгольской империи была провозглашена власть монгольской династии Юань.

В 1279 году на юге Китая пала Сунская династия, монголы полностью закончили завоевание этой страны.

Влияние монгольских императоров распространялось и на Тибет, но император никогда непосредственно не управлял Тибетом. Тибет никогда не платил монголам дани. Со времени, когда буддизм стал государственной религией восточной части монгольской империи, монголо-тибетские отношения характеризовались взаимным влиянием: в то время как правление духовного лидера в Тибете зависело от защиты и поддержки его патрона, легитивность деятельности последнего в Империи зависела от ламы.

В 1350 году Тибет прекратил политические отношения с Монголией. Это произошло тогда, когда тибетский царь Чжангчуб Гьялцен (тиб. byang chub rgyal mtshan) силой отобрал власть у лам традиции Сакья. Тибетская административная система также вышла из-под монгольского влияния. Для сравнения, Китай обрёл свою независимость от монголов спустя 18 лет после этого, а Русь избавилась от Золотой Орды через 152 года (1502г).

Несмотря на прекратившиеся политические отношения, на протяжении веков монгольские правители продолжали поддерживать тесные религиозные и культурные отношения "чой-йон" с тибетскими ламами.


Подробнее о том, как устанавливались отношения "чой-йон" между монголами и тибетскими ламами читайте на странице:


Возрождение буддизма в Монголии. Деятельность Сакья Пандиты


Сакья Пандита

На главную страницу    |   На дополнительную страницу