Тушита мир бодхисаттв
Тушита это мир, где перевоплощаются многие бодхисаттвы. Для того, чтобы перевоплотиться здесь, необходимо развивать в себе Четыре Неизмеримых Состояния Души: Святую Любовью, Святое Сострадание, Святую Похвалу, Святое Беспристрастие. Обычно у тех, кто перерождается на Небесах Тушита, в небольшой степени ещё остаются чувственные желания, свойственные Миру Страстей. Даже если это так, здесь они следуют Учению Будд. После этого многие из них перевоплощаются в Мире Людей, становятся духовными практикующими, чтобы окончательно разрушить привязанность к мирским желаниям, и достигают стадии Невозвращения, что означает свободу от перевоплощений в Мире Страстей и перевоплощение на Небесах Брахмы. Либо после стадии Невозвращения они достигают стадии Архата и могут вступить на путь практики ради других, на Путь Бодхисаттв. О всех небожителях Четвёртых Небес можно сказать, что это неравнодушные существа. Особенность этих Небес состоит в том, что какие бы ни были у человека заслуги, он не сможет переродиться здесь, если он равнодушен к страданиям других существ. Небеса Тушита известны, как место пребывания будущего Татхагаты, Будды Майтреи. Будда Майтрея часто упоминается в трактатах буддийской литературы. Считается, что Арья Асанга, один из основателей философской школы йогачара, посетил однажды Небеса Радости, где услышал непосредственно от грядущего Татхагаты, а затем записал пять трактатов Будды Майтреи. Согласно сутрам первоначального буддизма, многие ученики Будды Шакьямуни, монахи и верующие, после смерти возродились на этих Небесах. Так, например, в буддийских сутрах говорится, что приверженный мирской последователь Будды Шакьямуни, меценат святой Сангхи Будды, богатый домовладелец Судатта, которого большинство людей знало под именем Анатхапиндика (санскр. и пaли Anāthapiṇḍika, или Anāthapiṇḍada, букв. "Жертвующий нуждающимся"), перевоплотился на Небесах Тушита. В сутрах часто встречается такая фраза: "достичь Однократного Возвращения". Реально эта фраза означает, что если к моменту смерти человек находится на стадии Однократного Возвращения, после смерти он переродится на Небесах Тушита. В Маха-Париниббана Сутте (санскр. Маха-Паринирвана Сутра / "Сутра о Великом Окончательном Освобождении") Будда говорит Ананде: "Ананда! Верующий Судатта в результате разрушения Трёх Уз и уменьшения Привязанности, Ненависти и Невежества достиг Однократного Возвращения, и, вернувшись лишь раз в этот мир, он навсегда положит конец своим страданиям... Более девяноста верующих, умерших в Надике, Ананда, в результате разрушения Трёх Уз и уменьшения Привязанности, Ненависти и Невежества достигли Однократного Возвращения, и, вернувшись лишь раз в этот мир, они навсегда положат конец своим страданиям". Те, кто уничтожил в себе ненависть и имеет добрую и щедрую душу, душу Святой Любви, те, кто отказался от жадности и жертвует окружающим, кто изучает Учение Будды и способен думать, основываясь на Истине, а не на мирских ценностях, те, кто так уменьшает в себе Привязанность, Ненависть и Невежество, могут перевоплотиться в следующей жизни на Четвертых Небесах. В дополнение к этим условиям для перерождения на Небесах Радости необходима практика Четырёх Неизмеримостей (санскр. catvarāpramāṇā, тиб. tshad med pa bzhi, tshad med bzhi). Практика Четырёх НеизмеримостейЗдесь надо пояснить, что представляет собой практика Четырёх Неизмеримостей, или практика Четырёх Неизмеримых Состояний Души. Во-первых, Святая Любовь (санскр. maitrī, пали mettā, тиб. byams pa, букв. святая любовь, любящая доброта) это желание, чтобы все существа обрели подлинный покой и счастье, перестали бы перевоплощаться после смерти в скверных мирах; желание, чтобы они совершали добродетельные поступки и устремлялись к высшим мирам. Это работа души, действия слов и поступки, направленные на то, чтобы все души обрели Абсолютную Свободу. И это становится возможным, если существует подлинное Учение об Освобождении, если существуют Три Драгоценности. Святое Сострадание (санскр. и пали karuṇā, тиб. snying rje, букв. сострадание, печаль) это сознание печали по отношению к несвободе, несчастью и страданиям, возникающим у душ, которые не знают Истины, либо отрицают истинное Учение Будд. Это стремление показать им путь выхода из круговорота бытия, увлекающего к страданиям. Святая Похвала (санскр. и пали muditā, тиб. dga' ba, букв. восхищение, радость и восхваление) это сознание радости и восхваления заслуг у людей, совершающих добрые поступки, правильно соблюдающих заповеди и практикующих жертвование, или преуспевших в медитации, или превосходящих вас в мудрости. Святое Беспристрастие (санскр. upekṣa, пали upekkhā, тиб. btang snyoms, букв. беспристрастие, беспристрастность, безразличие) это стабильное состояние сознания, когда практикующий не обращает внимания на несвободу, несчастье и страдания, какими бы они ни были, которые возникают в нём самом, когда он практикует ради других. Такая практика стабильности сознания по отношению к возникающим страданиям является наивысшей из четырёх практик, развивающих Четыре Неизмеримости. Это краткое объяснение практики Четырёх Неизмеримых Состояний Души. Медитация Четырёх Неизмеримостей это практика, обладающая очень большой силой, и она способна значительно улучшить карму того, кто её практикует. Практика Четырёх Неизмеримостей является основной практикой бодхисаттв. Предыдущая жизнь Будды на Небесах ТушитаПеред тем, как Будда Шакьямуни родился на Земле, его предыдущая жизнь проходила на Небесах Тушита. Считается, что на Небесах Радости он был Учителем по имени Шветакету (санскр. Śvetaketu, букв. "Белая вспышка", "Тот, кто излучает яркий белый свет") и проповедовал своё Учение обитателям этих Небес. Из "Истории буддизма" Будона Ринчендуба: "В то время, благодаря силе его собственных добродетелей и силе благословения [всех] Будд, он услышал среди звуков небесной музыки следующие слова:
Обдумывая смысл этих слов, Бодхисаттва занялся четырьмя видами созерцания:
"Иначе, в соответствии с Писанием, он обдумывал пять пунктов: свою касту, нисхождение (происхождение), родину, продолжительность жизни и женщину, [которая должна быть его супругой]. Созерцая мир [своего будущего существования] в этих четырёх или пяти аспектах, он начал нисхождение в человеческий мир и сказал богам [Тушиты]: О друзья, имеется 108 средств для восприятия Истины, которые Бодхисаттва, отправляясь в будущее существование, должен продемонстрировать. Вера есть средство для восприятия (понимания) Истины. Вера необходима, чтобы мысли могли никогда не отвлекаться от Истины. Ясность (безмятежность ума) является средством для восприятия Истины, так как [для того, чтобы обрести такое восприятие,] ум, пребывающий в возбуждении и волнении, должен прийти к состоянию чистоты и ясности. [Так он продолжал:] Состояние того, кто посвящён буддству (достиг Пробуждения), есть средство для восприятия Истины. Это состояние длится от вхождения [Бодхисаттвы] в чрево и до его проявления Великой Нирваны". Когда из высокой области Тушита Вождь, Лев [среди] людей, уходил, он сказал богам следующие слова: О друзья, перестаньте вести легкомысленную жизнь!" Произнеся эти и подобные наставления, он поместил диадему из драгоценных камней на голову Майтреи (Аджиты) и сказал: О друзья, сейчас я ухожу в Джамбудвипу для того, чтобы стать Буддой. С этого времени излагать Учение вам будет Майтрея. Когда он произнёс эти слова, боги исполнились печали и сказали: О Высочайший из существ! Если ты не будешь пребывать здесь, Тушита потеряет своё великолепие". Будон Ринчендуб. "История буддизма"
На главную страницу | На дополнительную страницу |