Йидамы – покровительствующие божества

Тибетское слово "йидам" (yi dam) означает божество медитации или покровительствующее божество. Слог "yi" здесь является производной от тибетского слова "yid", которое соответствует санскритскому manas и означает сознание, размышление, обдумывание. Второй слог "dam" переводится самостоятельно, как самайя, клятва, обет, связь, и является синонимом тибетского слова "дамциг" (dam tshig), которое соответствует санскритскому samaya (договор, соглашение; тантрическое обязательство). Под словом "йидам", как правило, понимается божество медитации. Обычно, говоря об йидамах, подразумевают главных божеств тантр.

 

Йидам – это проявление просветлённого состояния. Мы знаем, что Будда – просветлённое существо. Просветленное состояние Будды это то, что изначально присуще всем существам. Все методы Тантры опираются на это положение. Как нам достичь Просветления за одну жизнь – вот вопрос, который решает секретная колесница Тантры. Устанавливая связь с настоящим ваджрным Учителем; созерцая божество тантры, в практику которого посвятил вас реализованный мастер; практикуя правильное учение правильным образом, вы можете значительно изменить свои накопления захваченности и достичь высокого духовного уровня: преобразовать свои накопления в божественные для связи с высшими мирами.

Йидам во всех тантрах – это центральное божество мандалы. В зависимости от конкретной тантры он может быть представлен либо в одиночной форме, либо в форме яб-юм. В любом случае, созерцаешь ли йидама вовне или созерцаешь себя в форме йидама, тантрическая практика направлена на слияние метода и мудрости, на проникновение в смысл пустотности и постижение просветлённого состояния, неотъемлемого от сострадания.


"Особый класс тантрических божеств составляют так называемые "покровительствующие божества" (санскр. iṣṭadevatā, тиб. yi dam). Это божества, многорукие и многоголовые, с множеством атрибутов, являются сложнейшими архетипическими символами, обозначающими высшие состояния сознания. По существу, учение любой тантры, её наивысшая цель – Пробуждение, и предлагаемые ею методы могут быть наглядно представлены в образе йидама. Поэтому их имена обычно совпадают с названиями тантр: Хеваджра (Ямантака), Калачакра, Гухьясамаджа, Чакрасамвара и др. Таким образом, йидамы символизируют совершенное и всецелое пробуждение и посему по своему статусу соответствуют буддам и тождественны им. Их же грозный вид, оскаленные клыки и прочие воинственные атрибуты помимо высокого психологического смысла демонстрируют готовность уничтожить все пороки и страсти, превратив их кровь в вино пробуждения и амриту (амброзия, напиток бессмертия), наполняющие капалы – чаши из черепов, на многих тантрических иконах".


Торчинов Е.А. "Введение в буддологию – курс лекций"



yi dam [йи-дам, йи-там] йидам, идам


На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times