Будда Амитабха

Амитабха (санскр. Amitābha, тиб. snang ba mtha' yas / 'od dpag med – Опаме, букв. "Безграничный Свет") – один из пяти дхьяни-будд, будда западного направления. В бардо дхарматы Амитабха является после Будды Ратнасамбхавы, на четвертый день.

  Будда Амитабха

Из "Бардо Тодрол":

"На четвертый день возникнет красный свет полностью очищенного элемента Огонь. Тогда из чистого красного западного измерения, называемого Исполненное Счастья, явится блаженный Амитабха. Его тело красного цвета, в руках цветок лотоса. Вместе с супругой Пандаравасини он восседает на троне, покоящемся на павлинах. Его сопровождают два бодхисаттвы, Авалокитешвара и Манджушри, и две бодхисаттвы, Гита и Алока. Всего в пространстве радужного света появится шесть образов будд.

Сияющий красный свет скандхи различения (санскр. saṃjñā, тиб. 'du shes, представления, понятия) в её чистом измерении – Различающая Мудрость, украшенная дисками радужного света, ясная и чистая, будет идти к тебе из сердца Амитабхи с супругой…"

Основным каноническим текстом, связанным с представлениями об Амитабхе, является сутра "Сукхавативьюха". До достижения состояния будды Амитабха был бодхисаттвой по имени Дхармакара. Много кальп назад он зародил в сознании решимость создать особый мир будды (санскр. buddha-kṣetra, тиб. sangs rgyas zhing, букв. "поле будды"), обладающий всеми совершенствами, где могли бы перерождаться все страдающие существа, имеющие веру в него. После достижения состояния будды Амитабха создал такой мир, который стал называться Сукхавати (санскр. Sukhavati, тиб. bde ba can – Дэвачен, букв. "Исполненное Счастья <Измерение>", "<Мир>, наполненный счастьем"), и стал им управлять.

Упоминания об Амитабхе появились в текстах, относящихся к колесницам Махаяна и Ваджраяна. Амитабха упоминается в сочинениях таких индийских Учителей, как Асанга и Нагарджуна. Будда Шакьямуни стал рассматриваться как воплощение Амитабхи.


Амитабха сидит в медитативной позе на лотосовом троне, на нём украшения Самбхогакаи, на голове – корона. Руки Амитабхи сложены в дхьяна-мудре (мудра медитирующего), в его руках – лотос, символизирующий очищение от привязанностей и альтруизм. Лотос – символ семейства Амитабхи.

Имеются изображения, где Амитабха держит в сложенных руках патру (горшок для подаяния пищи).


Будда Амитабха со своим окружением

Когда бардо мирных божеств заканчивается, и начинается бардо гневных божеств Будда Амитабха проявляется как Падма-Херука.


Другие изображения: Амитабха и два бодхисаттвы: Авалокитешвара и Ваджрапани


'od dpag med [Ö-па-ме] Опаме / Амитабха
'od [ö] о, вё – свет, сияние, блеск
dpag med [па-ме] паме – безграничный,
бесконечный, неизмеримый


На главную страницу   |   На дополнительную страницу