Учитель Арьядэва

Арьядэва (санскр. Aryadeva, тиб. 'phags pa lha) – выдающийся ученик Нагарджуны, развивал идеи Мадхьямики, долго был пандитом в Наланде (санскр. paṇḍita – мудрец, учёный; буддийский или небуддийский учёный-философ). Согласно Арьядэве, суть Высшей Истины (санскр. paramārthasat), другими словами, Нирвана, не может быть постигнута рассудком и описана в соотносительных категориях, то есть посредством аналогий; она вне рождения и смерти, вне мысли и языка, и таковым может быть только сознание-пустотность.


В пророчествах Будды Шакьямуни имеется следующее упоминание об Арьядэве:

"Святой монах появится в селениях Синхалы, хотя и не святой, он будет носить имя Святой и будет иметь своим местом жительства остров Синхала. Он опровергнет всех своих противников и посрамит заклинания еретиков. Он должен появиться в конце периода, который должен характеризоваться сильным страхом".

Из Манджушри-мула-тантры

  Арьядэва

Из "Истории буддизма" (тиб. chos 'byung) Будона Ринчендуба:

"[Духовным] сыном Нагарджуны был Учитель Арьядэва. Он родился чудесным образом на острове Синхала в лепестках лотоса и был усыновлён царём той страны. Когда он вырос, то пошёл туда, где пребывал Учитель Нагарджуна, поступил в его школу и вскоре стал знатоком всех областей наук и всех иноверческих и ортодоксальных философских систем.

В то время жил небуддийский Учитель по имени Матричета*, который умилостивил бога Махешвару и был исключительно могущественным, так что ни одно живое существо не могло соперничать с ним".


Махешвара – одно из имен Шивы. Видимо, в диспутах и сверхъестественных силах Матричета превосходил своих оппонентов. Этот отрывок свидетельствует о времени, когда между буддийскими и небуддийскими йогическими школами Индии существовала полемика и проверка на истинность теоретических знаний и опыта практики. Школы буддизма также активно участвовали и в межбуддийских дискуссиях по духовно-практическим и философским проблемам. В полемике между школами побеждал сильнейший не только в философской эрудиции, но и в демонстрации духовных достижений. Изучение достижений и воззрений полемизировавших школ заставляло людей совершенствовать собственные доктрины и системы практики. К примеру, есть мнение, что философия Мадхьямики оказала существенное влияние на формирование индуистской школы Адвайта-Веданта (санскр. advaita – недвойственность, санскр. vedānta – индуистская философская система, возникшая, как попытка истолковать сокровенный смысл текстов "Упанишад". Трактаты "Упанишад" касаются таких метафизических вопросов, как происхождение Вселенной; природа и сущность непроявленного Абсолюта и проявленных богов; связь духа и материи; универсальность ума; природа человеческой души и эго).

Однажды Учитель Матричета пришёл в Наланду, чтобы вступить в диспут с монахами Наланды.


"Этот учитель, причинив большой вред Учению Будды и совратив большую часть [людей] в еретические учения, пришёл в Наланду. Монахи Наланды отправили посланника к Нагарджуне, который в то время пребывал в Шри-Парвати".


Арьядэва пребывал в то время рядом с Нагарджуной. Он сказал, что сможет в диспуте одолеть Матричету. Арьядэва отправился в Наланду и в диспуте победил Матричету. По правилам того времени побеждённый должен был принять учение победителя. Матричета "был побеждён [словами] Учения, был обращён в буддизм и стал великим пандитом".


Такие философские работы Арьядэвы, как "Мадхьямика чатухшатика" и "Мадхьямика-хаставала-пракарана", демонстрируют несубстациональность, отсутствие независимого существования явлений. Известны также его работы, относящиеся к тантрической литературе.


Примечание: * Относительно Матричеты (санскр. Mātṝceṭa, тиб. ma khol) также имеется пророчество Будды: "Монах, обладающий большой учёностью, тоже должен появиться в то время. Он будет известен под именем "Слуга матери" (санскр. mātṝ – мать, санскр. ceṭa – слуга). Он сочинит гимны в мою честь и, благодаря своим высоким добродетелям, будет учить согласно Истине. Его ум должен быть совершенно ясным, он посвятит себя Учению Будд, овладеет тайными мантрами, которыми трудно овладеть, и которые подобны мантрам Манджугхоши. Наделённый добродетельными качествами и нравственностью, и будучи очень учёным, он должен объяснить Учение".



На главную страницу   |   На дополнительную страницу