Учитель Дхармакирти
Остальные теоретические сочинения Дхармакирти имеют названия: "Хетубинду" (санскр. hetubindu, "Капля причины"), "Ньяябинду" (санскр. nyāyabindu, "Капля логики"), "Самбандхапарикша" (санскр. saṃbandhaparīkṣā, "Исследование отношений"), "Ваданьяя" (санскр. vādanyāya, "Правила диспутов"), "Праманавинишчая" (санскр. pramāṇaviniścaya, "Установление источников знания"), "Сантанантарасиддхи" (санскр. saṃtānātarasiddhi, "Обоснование чужой одушевленности"). Эти сложные для понимания философские работы Дхармакирти осмыслялись в Тибете как шесть дополнительных «ног», или опор его системы. Ниже сведенья о жизни Дхармакирти приводятся по материалам "Истории буддизма". Дхармакирти родился в южной Индии, в царстве Чудамани (санскр. cūḍāmaṇi, тиб. gtsug gi nor bu), в брахманской семье. Когда он подрос, то вступил в буддийскую общину и стал обучаться у Учителя Ишварасены (санскр. Īśvarasena, тиб. dbang phyug sde), который был в своё время учеником Дигнаги. У Ишварасены Дхармакирти изучил "Прамана-самуччаю" Дигнаги вместе с комментарием на неё Ишварасены. Он постиг, что следствие делает возможным познать характер причины. Учитель был доволен его способностями и предложил ему сочинить комментарий на "Прамана-самуччаю". Затем, чтобы понять термины философской системы санкхья (санскр. sāṃkhya древнеиндийская философская школа, основана Капилой в III веке до н.э.), Дхармакирти принял облик раба и стал слугой жены своего дяди, небуддийского учителя Кумарилы. До вступления в буддийскую общину Дхармакирти однажды взял у дяди одежду брахманского аскета, за что тот оскорбил и прогнал его. Теперь же он поступил к нему на службу, чтобы узнать секреты системы санкхьи. Когда он почувствовал, что постиг всё, чтобы вступить в диспут с представителями этого учения, он сделал заявление: Если имеется где-либо сведущий человек, пусть он вступит со мной в диспут. Пытавшиеся дискутировать с ним были побеждены и приняли сторону буддийского Учения. После этого Учитель Дхармакирти путешествовал по многим странам и городам, пока не пришёл к воротам резиденции царя Утпхуллапушпы (санскр. Utphullapuṣpa, тиб. me tog rgyas pa, букв. "Распустившийся цветок"). Царь пригласил его остановиться у себя. Дхармакирти согласился и вскоре сочинил семь трактатов и автокомментарий на первую главу трактата "Прамана-варттика". Эти трактаты изучали в разных школах, но, как говорили, поняли их только несколько учёных, да и те, движимые завистью, заявляли об их ошибочности. В начале "Прамана-варттики" он написал: "Живые существа по большей части привязаны к тому, что низко, и не обладают мудростью и энергией. Поэтому они не только не заботятся о возвышенных словах, но и, осквернённые завистью, выказывают ненависть к ним. По этой причине, я не думаю, что этот трактат будет полезен другим. Однако, ум, который на протяжении долгого времени привык к хорошим словам, найдёт в нём восторг, так как это пробуждает его старательность". В конце "Прамана-варттики" Дхармакирти написал: "Так же, как река исчезает в океане, так и этот труд исчезнет и умрёт". По материалам "Истории буддизма" Будона Ринчендуба Школа Дигнаги–Дхармакирти просуществовала в Индии до XI века. На главную страницу | На дополнительную страницу |