Учитель Дигнага
Дигнага происходил из касты брахманов. Первоначально он был принят в общину школы Ватсипутрия. Там он получил хорошее образование, но позже из-за философских разногласий покинул её. Произошло это так. В этой школе существовала практика созерцания принципа эго. Этот принцип личного "я", согласно этой школе, невыразим, поскольку он ни идентичен пяти накоплениям (скандхам), ни отличен от них. Практикуя созерцание, Дигнага никак не мог найти такое "я". Так однажды он зажёг четыре больших огня в четырёх направлениях от себя, снял одежду с тела, открыл широко глаза и продолжал искать то самое "я". Наставник Дигнаги, увидев это, спросил его, почему он так делает. Дигнага ответил: "Я ищу эго". Наставник счёл это за еретическое отклонение от философии их школы и попросил Дигнагу покинуть школу. Дигнанга ушёл, не став спорить, хотя в душе считал, что логика на его стороне. Вскоре Дигнага пришёл к Учителю Васубандху. У последнего он изучал тексты трёх Колесниц и стал особенно сведущ в виджнянаваде и в логике. Затем он сочинил комментарий на "Абхидхармакошу" ("Абхидхармакоша-марма-прадипа"), комментарий на "Гунапарьянта-стотру" и множество других работ, согласно историкам, числом сто. Увидев, что эти трактаты не были подчинены какой-либо системе, он решил сочинить "Прамана-самуччаю", в которой все его небольшие трактаты соединились бы в один. На стене пещеры, где он практиковал в то время, Дигнага написал:
В комментарии Дхармоттары на "Прамана-винишчаю" говорится: "В то время, как Учитель Дигнага созерцал в уединённой пещере, на одной из стадий [этого созерцания] у него возникло отвращение к Сансаре и желание отвернуться от живых существ и достичь Освобождения только для себя. В тот момент перед ним появился Святой Манджушри и сказал: Сын мой, ты стал обладателем состояния ума, опасающегося любого контакта с загрязнёнными существами. Хотя твой ум и имеет силу для оказания помощи всем живущим, ты, тем не менее, проявляешь безразличие к ним. Почему же это так? Ответ был: О Владыка, эта феноменальная жизнь (жизнь в Мире Явлений) наделена сильным страданием и трудно выносима. Я способен выносить её, но мой ум становится неустойчивым, когда он привязывается к загрязнённым живым существам. Теперь я вижу Вас, но будет ли от этого польза, если Вы не благословите меня? Манджушри ответил: Мой сын, пока ты не достигнешь стадий бодхисаттвы, я сам буду твоим наставником. Сказав так, он стал невидимым". Согласно комментарию кашмирца Джнянашри, Манджушри обещает Дигнаге о своей поддержке иначе, он говорит: "Пока ты не достигнешь состояния Будды". Учитель Дигнага сочинил "Прамана-самуччаю" с комментарием к ней. В полемике он превосходил других ("опровергнул всех еретиков") и содействовал распространению Учения. По материалам "Истории буддизма" Будона Ринчендуба Дигнага считается одним из четырёх главных учеников Васубандху. Самым известным из учеников Дигнаги был Ишварасена, а основным продолжателем Дхармакирти. На главную страницу | На дополнительную страницу |