Вирупа (санскр. Virūpa, тиб. bi ru pa, bir wa pa) индийский махасиддха, учитель девятого века, основатель линии "Путь и Плод" (тиб. lam 'bras). В XI веке линия Вирупы была передана Учителем Праджня Индраручи тибетскому переводчику Дрогми Лоцаве (тиб. 'brog mi lo tsa ba). Дрогми Лоцава является основателем тибетской школы Сакья (тиб. sa skya). И по сегодняшний день линия наставлений Вирупы передаётся в школе Сакья. Вирупа упоминается как учитель Домби Херуки и Авадхутипы. О сверхъестественных способностях Вирупы ходило множество легенд. Ниже сведения об Учителе Вирупе приводятся по увлекательному произведению Абхаядатты "Чатурашити-сиддха-правритти" (санскр. caturaśīti-siddha-pravṛtti, тиб. grub thob brgyad cu rtsa bzhi'i lo rgyus, букв. "Деяния 84 сиддхов", "Жизнеописания 84 сиддхов"), известному многим читателям также под названием "Львы Будды". Это произведение о 84 махасиддхах Индии, по всей видимости, стало летописью народных преданий и легенд о великих буддийских учителях. |
"Вирупа родился на востоке, в Трипуре, в столице царства Девапалы. В Южной Индии существовал вихара (буддийский центр) Сомапури, "Город Луны": круг Дхармы в несколько тысяч человек, настоящий океан Просветления. Там Вирупа попросил посвящение. За двенадцать лет он дважды повторил мантру Ваджраварахи миллион pаз, но ни сном, ни духом не увидел ни следа сиддхи. Придя в отчаяние, он разорвал свои чётки и выбросил их в отхожее место.
Вечером, без чёток, он оказался на обязательной молитве. Неожиданно появилась дакини. Она вернула ему чётки со словами ободрения:
Дорогой ученик, не теряй надежды на моё благословение. Делай практику, которая исключает все знаки и концепции.
Самое естественное, постоянно присущее, состояние ума и есть сущность Ваджраварахи. Имеешь её в себе, а ищешь на стороне. Ты неопытен, как ребёнок. Наш ум драгоценность, исполняющая желания, Если не затемняешь её грубостью суждений. Знать ядро практики всегда достаточно. |
После этого случая Вирупа практиковал двенадцать лет и обрёл сиддхи.
Однажды служка купил вина и мяса и принёс ему; после этого Виpупа стал ловить голубей и есть. Когда голубей не стало, монахи заинтересовались: "Кто среди нас поедает голубей? Монах не может заниматься этим".
Монахи осмотрели кельи, и в том числе келью Вирупы. Заглянув в окно, они как раз застали его за вином и голубиным мясом. На ближайшем же собрании было решено изгнать Вирупу из вихары.
В день изгнания он поднёс образу Будды своё монашеское одеяние и чашу для подаяния, сделал поклоны и вышел. Один из последних монахов на дороге спросил его: "Куда пойдешь ты теперь?" Вирупа ответил: "Вы изгнали меня, к чему это любопытство?"
Недалеко от вихары было большое озеро. Вирупа сорвал цветок лотоса и поднёс его Будде. Потом на краю озера он встал на лист лотоса и побрёл по воде на другой берег.
Те, кто был в Сомапури, исполнились раскаяния и сожаления. Они поклонились Вирупе и, схватив его колени, обратились к нему: "Зачем же вы убивали птиц?" "Я никого не убивал", ответил Вирупа и попросил служку принести останки. Когда мастер щёлкнул пальцами, перья превратились в голубей, ещё более гладких и упитанных, и все вокруг были этому свидетелями. С тех пор Вирупа оставил общину и стал вести жизнь странствующего йогина.
Когда Вирупа пришёл на берег Ганга, он попросил еды и питья у местной богини, но она ничего ему не дала. Тогда рассерженный мастер раздвинул воды и перешёл на другой берег.
В Канасати Вирупа купил в харчевне вина. Девушка подала ему вино и рисовые лепешки, которые ему очень понравились. Он оставался за столом два дня, и солнце не двигалось, а тамошний царь, озадаченный, потребовал узнать, кто сотворил это чудо. Богиня солнца явилась царю во сне и сказала: "Странствующий йогин оставил меня в заклад девушке из харчевни". Через некоторое время, когда царь и его свита заплатили за вино, расход которого уже достиг колоссальных размеров, Вирупа исчез.
После этого он направился в страну Индра, где жили идолопоклонники. Там был, например, сорокаметровый образ Шивы в виде Великого Бога, Махешвары. Вирупе предложили поклониться ему, но он ответил:
Старший брат не обязан кланяться младшему.
Царь и его приближённые закричали, что убьют Вирупу, если он тут же не сделает поклонов.
Я не могу, это будет большой грех, сказал Вирупа.
Пусть твой "грех" падет на меня! рассмеялся царь.
Когда мастер сложил руки и сделал простирание, огромная статуя раскололась пополам и раздался голос: "Я подчиняюсь тебе!" После клятвы колосс вновь стал целым, как и был. Местные жители посвятили Вирупе все дары, принесённые статуе Шивы, и обратились в буддизм. Говорят, что часть из этих даров сохранилась.
После этого мастер отправился на восток Индии в Девикоту, где почти всё население к тому времени стало колдунами и ведьмами. Они зачаровывали любого, кто решался остановиться у них.
Прибыв туда, мастер сразу нашёл, где ему поесть, но, обойдя весь город, не смог отыскать места для ночлега. Единственный буддист, которого он встретил, молодой брахман, рассказал ему, что в стране совсем не осталось людей, поскольку все стали ведьмами, и это приносит неисчислимый вред. Они прошли в заброшенный храм, где мастер мог остановиться. Здесь он дал юноше посвящение и научил его мантрам.
Тем временем ведьмы собирались и говорили друг другу: "Должна быть принесена жертва, и уже есть все сорта мяса, кроме человеческого". Потом кто-то крикнул : "Я, кажется, знаю, где найти двоих!" "Приведи их!" заволновались и завопили все. Но когда ведьма попыталась сделать это, она была остановлена юношей-брахманом. Она пробовала снова и снова, но безуспешно.
Позже они заметили Вирупу на стволе поваленного дерева. Схватив мастера вместе с деревом, они хотели сварить его в вине, но он выпил всё, что у них было. Тогда, пытаясь убить его, они испустили пронзительный шипящий крик, но Вирупа рассмеялся в ответ двенадцатью взрывами ужасающего хохота, и все ведьмы упали замертво от страха.
Вирупа обязал ведьм дать обет, что отныне они примут Прибежище в Будде и не будут вредить другим буддистам. Они не должны наносить вред ни одному живому существу, разве что иногда отпить немного крови у тех, кто живёт без Прибежища или не следует пути Просветления. Если же они нарушат обет, им отрежут головы циркулярным диском и северный Якша выпьет их кровь. Даже сейчас очертания диска и Якши иногда видны в небе в тех местах. Позже мастер включил связанных обетом ведьм в число защитников Дхармы.
И снова Вирупа вернулся в Девикоту. Шива и богиня Ума создали для него на дороге призрачный город с населением 450000 человек, а боги Небес Тридцати Трёх [Богов] и всех высших миров подносили ему дары. Он же прочитал им такие стихи:
В Сомапури, ещё безусым монахом, Я смиренно следовал уставу Винаи, И карма привела меня к полному посвящению в Учение. Двенадцать лет я медитировал с концепциями, И ничего не произошло, даже во сне. Вымотавшись и всё прокляв, я выбросил свои чётки. И тогда дакини пришла мне на помощь, Благодаря ей я вернул себе силы И правильно понял, что такое Сансара. Я стал практиковать, не порождая концепций, Хотя монахи и считали, что нельзя вести себя так, как я. И, чтобы развеять их заблуждения, Я прошёл по воде и не утонул. Я повернул течение Ганга вспять и, Чтобы стало ещё веселее, Оставил трактирщику в залог солнце. Я расколол идола на глазах у веривших в него, А в Девикоте взял под контроль народ, потерявший остатки ума. Когда мою энергию увидел Шива, Он построил город в мою честь. В конечном счёте, если бы я не делал всего этого, Зачем бы люди стали следовать даже внешней Дхаpме? |
С этими словами Вирупа ушёл в ясный свет".
Из книги "Львы Будды. Жизнеописания 84 сиддхов"
На главную страницу | На дополнительную страницу | Шрифт VU Times