Жажда радостей и страдание от Пяти накоплений

Если уделять внимание удовольствиям и радостям, желать их, то возникает жажда радости. Мы начинаем жаждать радостей. Каких радостей? Например, мы радуемся тому, что обладаем физическим телом. Ещё мы радуемся тому, что мы молоды; тому, что мы в расцвете сил и здоровы. Ещё мы радуемся тому, что красивы и изящны.

А что находится на оборотной стороне этой жажды радости? Естественно, там находятся страдания и муки. Какие страдания и муки? Например, мы радуемся тому, что молоды. Но когда-то нам придётся страдать из-за старости, которая приходит с увяданием нашего тела, или из-за смерти. Например, мы радуемся упругости своих мышц и крепкому телосложению. Однако с годами мышцы станут дряблыми, появятся морщины, или же нам придётся умереть до одряхления. Если же мы доживём до одряхления, то испытаем мучение от невозможности уже радоваться прекрасному телосложению. Если мы радуемся своей красоте, то, например, набрав лишние килограммы, будем печалиться от потери своей хорошей формы. Или же с годами на лице появятся морщины, красота поблекнет, и это также доставит нам неприятности. Такова жажда радости от Формы и таковы страдания от Формы.


А что с ощущениями? Ощущения также порождают и радости, и страдания. Что такое жажда радости от ощущений? Это когда человек хочет наслаждаться, видя что-то красивое. Или же он радуется, почувствовав приятный запах, или восторгается красивым голосом и музыкой, или наслаждается вкусной едой, или испытывает удовольствие от ощущения комфорта. У него возникает жажда радоваться подобными ощущениями. Но на оборотной стороне этой жажды радости от Ощущений находятся страдания от Ощущений. Это страдание, возникающее при виде чего-то безобразного. Или же это страдания, возникающие, при восприятии звуков, музыки или голосов, которые вам не нравятся. Есть страдание от запаха, вроде туалетного, или от запахов, которые совсем не хочется ощущать. Или это страдание от неприятного вкуса, который вам не нравится. Или есть страдание от физической боли, например, от ожога или из-за обморожения. Есть также душевные муки, вызванные нежелательными мыслями или неприятными словами. Такова жажда радости от Ощущений и таковы страдания от Ощущений.


А какова жажда радости от Представлений? Представления – это то, что мы испытываем на уровне поверхностного сознания, это образы и мысли, возникающие в нашем сознании. Мы радуемся приятным образам и мыслям. Погрузившись в приятные образы и мысли, мы испытываем удовольствие. Желание переживать это удовольствие – это и есть жажда радости от Представлений.

Каковы страдания от Представлений? Это, например, страдание, испытываемое при беспокойстве, когда нас захватывает водоворот неприятных мыслей. Например, это может быть опасение, что завтра будет неприятный разговор с кем-то, что вас будут ругать. Или это может быть страх от того, что придётся испытать боль; неприятное чувство от того, что кто-то желает вам зла; боязнь заболеть; тревога за родителей. Таковы страдания от Представлений.


А какова жажда радости от Сформированного Опыта? Радость от Сформированного Опыта мы испытываем, когда осуществляем свои намерения. Например, желать и поступить в институт – это становится для нас большой радостью. Или, например, купив то, о чём давно мечтали, мы испытываем радость. Желание всегда осуществлять свои намерения – это и есть жажда радости от Сформированного Опыта.

Что такое страдания от Сформированного Опыта? Это, например, делать то, чего не хочешь делать. Или это может быть огорчение, когда не исполняется задуманное. Представим себе вора, задумавшего ограбить банк. Он всё рассчитал, и, допустим, ограбил банк. Он радуется, что всё у него удачно получилось, и он сорвал куш. Но тут вдруг за ним приходит милиция. Теперь его ждёт длительное тюремное заключение. Разумеется, у него будут страдания и от ощущений, но какие же это будут мучения, когда его воля к роскошной жизни будет пресечена? Это были примеры страданий от Сформированного Опыта.


А какова жажда радости от Различения? Данные подсознания (т.е. данные нашего глубинного сознания, которое обычным сознанием не воспринимается) при наличии больших заслуг становятся прекрасными. Поскольку нами движет подсознание, то и наша жизнь сама по себе в этом мире становится очень счастливой. Стремиться к такой жизни в этом мире, когда всё у вас хорошо, – это жажда радости от Различения.

А что такое страдание от Различения? Мы накапливаем плохую карму, и она становится источником неправильных данных в нашем подсознании. А раз так, то в этой жизни мы не сможем жить так, как нам хочется, а количество страданий в нашей жизни возрастёт. Если духовный практикующий углубит свою медитацию, то он сможет осознать, какие данные содержатся в его Различении. Он поймёт, какие замутнённые данные содержатся в его Различении. А, поняв, он займётся устранением этих данных. Однако безошибочно понять это можно, только войдя в самадхи. Вот что такое жажда радости от Различения и страдание от Различения.


Для чего нужно познать собственную жажду радости и страдание от Пяти Накоплений: от Формы, Ощущений, Представлений, Сформированного Опыта и Различения или, если выразиться по-другому, от физического тела, чувств, поверхностного сознания, воли и подсознания?

Познать собственную жажду радости и страдание от Пяти Накоплений – значит создать условие для отъединения от Пяти Накоплений Захваченности. Сначала практикующий познаёт собственную жажду радости и страдание от Пяти Накоплений, затем он утверждает правильный взгляд на свои Пять Накоплений. То есть мы видим страдания, скрытые за жаждой радости, и так как наша изначальная сущность свободна от страданий, мы проводим отказ, отрешение и отдаление от жажды в отношении Пяти Накоплений Захваченности. Это практика, ведущая к становлению архатом. Это есть отъединение от Пяти Накоплений Захваченности, или, другими словами, это есть практика отказа, отрешения, освобождения и отдаления от жажды, влекущей к последующему существованию, сопровождаемой привязанностью к удовольствиям, ищущей удовольствий то здесь, то там.


Чтобы отъединится от неправильных данных в подсознании, необходима длительная духовная концентрация. Чтобы входить в дхьяны, нам необходимо уничтожать плохую карму и увеличивать хорошую карму. Для этого нужно соблюдать заповеди, вести практику добра (добрых деяний), заниматься практикой Четырёх Правильных Усилий. Также необходимо заниматься практикой Правильной Фиксации Памяти, правильным медитативным размышлением.


Однако не надо отказываться от привязанности в отношении всех приятных ощущений. Есть внутренняя радость и внутреннее удовольствие, к которым стремятся духовные практикующие. Например, в "Чулаведалла Сутте" монахиня Дхаммадинна объясняет верующему Висакхе: "Есть случай, уважаемый Висакха, когда монах, отдалившись от чувственных желаний, отдалившись от неблагого поведения, достигает первой дхьяны и пребывает в состоянии, в котором удовольствие и лёгкость порождаются отъединением и сопровождаются обдумыванием и взвешиванием. Вместе с этим он избавляется от привязанности. Здесь не возникает тенденции к привязанности".


В действительности практика отрешения от Пяти Накоплений Захваченности необходима как в Хинаяне, так и в Махаяне. Как должен понимать отрешение от Пяти Накоплений Захваченности практикующий Махаяну? Практикующий Махаяну должен превосходить Пять Накоплений Захваченности, а не просто отъединяться от них. То есть необходимо осмысление, поскольку мы находимся в мире меняющейся информации. Например, если человек, отрешившись от чего-то с мыслями: "Это ужасно", получит новую информацию "это приятно" и начнёт думать: "Наверное, это действительно приятно", – он, вероятно, вновь обретёт привязанность. Поэтому в Махаяне необходимо состояние, в котором на вас ничто не оказывает влияния и которое достигается пониманием всех вещей. Какую бы информацию вы ни получили, вы должны превосходить захваченности и быть в этом стабильны. Однако Махаяна, как колесница Освобождения многих, всегда опирается на личное Освобождение. Другими словами, только достигнув уровня архата, то есть личного Освобождения, в истинном смысле можешь перейти к спасению Большой Колесницы.





На главную страницу    |    На дополнительную страницу