Майтрея и Митра. Параллели древних учений
Некоторых учёных, исследовавших буддизм, интересовал вопрос, есть ли в древней небуддийской литературе источники, содержащие сведения о прототипе Майтреи? Имеются ли здесь параллели с другими религиозными учениями? Действительно, если провести исследование вед и зороастризма, выяснится, что имеется параллель между Майтреей и Митрой, чьё имя было широко известно в Древней Индии, Иране и далеко за пределами Азии. Столь широкая известность говорит о взаимопроникновении культур Европы и Азии. Историческим фактом является то, что в XV веке до н.э. племена ариев захватили земли коренных жителей Индии. Влияние арийской цивилизации на культуру Индии очень велико, вспомним, что язык современной Индии относится к индоевропейской группе. Слово "митра" (санскр. mitra, пали mitta, букв. друг, товарищ; дружба; солнце) переводится как друг, товарищ, иногда оно означает солнце (например, санскритское слово mitrodaya – восход солнца). Оно понимается также как соучастник, как второй участник договора. Митра, согласно ведам, – это бог, связанный с договором, с людьми, с солнцем. Митра – бог дружбы, он миролюбив и милосерден к людям. Его основная миссия – объединение людей в особую социальную структуру и установление с ними договора, или дружеского соглашения. Этот договор соотносится с универсальным божественным законом, называемым "рита" (санскр. ṛta – божественный закон, священное предписание, божественная истина), он также соотносится с движением солнца. Митра следит за неправедными и праведными поступками людей, он наказывает за грехи, он – господин Истины, он руководит людьми в сфере социального и нравственного порядка. Прослеживается чёткая связь между Митрой из вед и древнеиранским Митрой, о котором говорится в зороастризме. В зороастризме Митра, или Мисра (авест. Miθra, букв. "договор", "согласие"), – бог, также связанный с идеей договора, он также выступает как бог солнечного света. Наиболее древние и надёжные сведения о Митре содержатся в Авесте, священной книге зороастризма. Так, в одном из гимнов Авесты говорится: Сказал Ахура-Мазда* Спитаме-Заратуштре**: Из приведённого отрывка видно, что Митра – один из самых почитаемых богов. Деятельность Митры связывают с солнцем, однако первоначальность договорной функции Митры для авестийской традиции не вызывает сомнений. Договор Митры есть соответствие действий людей божественному закону. Митра упорядочивает, организует землю и жизнь на ней. Он гарантирует устойчивость и согласие между людьми, охраняет страну от раздора и несчастий, если в ней соблюдают договор, и разрушает страны, наказывает людей, если они пренебрегают договором, нарушают его и служат злу. Корни Митры уходят в глубокую древность. То, что само слово, означающее "договор", вошло в различные языки, отражает особую устойчивость договорной функции Митры на протяжении тысячелетий. Так, например, употребление имени Mi-it-ra встречается в договоре Маттивацы, азиатского правителя середины 2-го тысячелетия до н.э. Русское слово "мир" как обозначение социальной структуры, поддерживаемой взаимным согласием, этимологически связано с именем Митра. (Другой пример, выражение "жить в мире", или "мирно жить", имеет значение "жить в согласии". Поссорившиеся дети быстро могут восстановить дружеские отношения, протягивая друг другу руку со словами "мир", "давай мириться".) Такая же связь наблюдается и в слове "мировая", которое означает дружеское соглашение. Культ Митры и посвящённых ему ритуалов распространился далеко за пределами Ирана. Он был особенно популярен в Римской империи, от Евфрата до Рейна ему покланялись римские легионеры. Ритуальные сооружения в честь Митры назывались митрейоны. Создавались различные изображения и скульптуры, мотивы и сюжеты, языковые образы и имена с соответствующим корнем. В Дура-Европосе Митру почитают одновременно с Юпитером, в других случаях его отождествляли с Зевсом. Обращает на себя внимание чрезвычайная лёгкость усвоения культа Митры и быстрая трансформация его образа: так, в Армении Митра дал имя Мгеру, герою эпоса о саксунских богатырях. В самом Иране эволюция образа Митры не закончилась реформой Заратуштры. Ахемениды, несомненно, чтили Митру. Он упоминается вместе с Ахура-Маздой и Ардвисурой Анахитой в надписях Артаксеркса II и III, Ксенофонт сообщает о поклонении Митре Кира Младшего, Ксентий – о жертвоприношениях Митре, совершаемых персидскими царями, Курций Руф – о поклонении Дария III Митре, солнцу и вечному огню. Сохранился культ Митры и в эпоху Сасанидов. На кушанско-сасанидских монетах, на ранних монетах Хормизда I Митра вручает правителю символы власти (на более поздних это делает Ахура-Мазда). Иногда Митра изображается стоящим на цветке лотоса (рельеф из Таге-Бостана), что обнаруживает тяготение к буддийской иконографии. Примечания: * Имя Ахура-Мазда (авест. Ahurômazdâo) переводится как "Мудрый Бог". Здесь можно провести параллель между Ахура-Маздой и Манджушри, Бодхисаттвой Мудрости, учеником которого является Майтрея. Ахура-Мазда – всеведущий бог, он – друг добродетели и охранитель добра, он – противник неправды и сил зла, изобретатель заклинаний против злых духов и чудовищ, источник добрых мыслей, слов и дел. ** Заратуштра (Заратуcтра, авест. Zaraθuštra, греч. Ζωροάστρης) – основатель зороастризма, пророк и проповедник. Жил в восточном Иране предположительно в период между X и первой половиной VI века до н.э. Он – автор гат (авест. gâthâ, букв. гимн), составляющих древнейшую часть Авесты. Заратуштра проповедовал учение о зависимости гармонии в мире и торжества справедливости в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, от его активного участия на стороне добра. Согласно его учению, посмертная участь человека обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел при жизни. Авеста – главная священная книга зороастризма. По наиболее распространённой версии, она появилась в первой половине I тысячелетия до н.э. Авеста написана на одном из древнеиранских языков, его называют авестийский язык, или язык Авесты. На главную страницу | На дополнительную страницу |