Сарасвати (санскр. Sarasvatī, тиб. ngag gi lha mo, Богиня Речи; здесь санскр. saras речь) богиня звука, речи, мелодии, дарующая вдохновение, мудрость постижения Дхармы (санскр. prajñā, тиб. shes rab), а также такие способности, как хорошая память, музыкальный и поэтический дар. Богиня Знания один из эпитетов Сарасвати. Другое её санскритское имя Вагишвари (санскр. Vāgīśvarī, букв. "Богиня Речи"). Сарасвати сидит на павлиньем троне в позе лалита-асана, её тело белого цвета. Отличительной чертой этой богини является то, что в её руках изображают вину, лютню. |
В тэрма ученицы Падмасамбхавы "Тайное жизнеописание и гимны Йеше Цогъял" имеется следующее упоминание:
"Во времена великого святого Тагту-у (тиб. rtag tu ngu, санскр. Sadāprarudita, букв. "Всегда Рыдающий"), когда я (Йеше Цогъял) была дочерью богатого купца, однажды вместе с пятьюстами девицами я явилась перед святым. Познав учение Будды, я дала высший, нерушимый обет достичь Просветления. Покинув тело в конце своей жизни, я странствовала по многочисленным полям блаженства, а затем вновь появилась на Земле, воплотившись богиней Ганга Дэви, и у ног Будды внимала его святым словам. Вернувшись на поля блаженства, я стала богиней Сарасвати и даровала свою помощь великому множеству живых существ.
Когда в Тибете воцарился Трисонг Децен, который был эманацией бодхисаттвы Манджушри, он пригласил великого Учителя Падмасамбхаву прийти и утвердить в стране Учение Будды. Падмасамбхава явился в Тибет, и после того, как был построен монастырь Самье Линг, а также множество больших и малых храмов в провинциях и пограничных областях, свет Учения Будды воссиял, как утреннее солнце.
Тогда Падмасамбхава сказал себе: "Пришла пора богине Сарасвати явить свою эманацию для того, чтобы я смог распространить также учение тантры". И немедленно он перенёсся в Оргьен (Уддияна), свою истинную обитель. Когда стало известно, что Учитель исчез, министры и придворные стали говорить, что он казнён за какое-то преступление; царь сказал, что он отправился в долину Сенге Дзонг Сум в Бутане и пребывает там в медитации; а простой народ говорил, что великий Гуру вернулся в Индию.
На самом же деле Гуру шествовал через сотни полей блаженства будды и пребывал там в течение семи лет по человеческому исчислению. Наконец он собрал вместе Ваджрадакини, Сарасвати, Тару Бхрикути, дакинь четырёх семейств, дакинь священных мест, и, пребывая в блаженстве, он вёл нас к блаженству песней блаженства…"
Выдающаяся ученица Гуру Падмасамбхавы Йеше Цогъял считается эманацией богини Сарасвати. Кстати, в истории Йеше Цогьял говорится о том, что до встречи с Падмасамбхавой её мужем был царь Тибета Трисонг Децен, а этот царь признан в Стране Снегов воплощением Бодхисаттвы Манджушри. Не потому ли тибетцы верят, что богиня Сарасвати является супругой Манджушри? Во всяком случае, здесь есть взаимосвязь. Бодхисаттву Манджушри также именуют Вагишварой, то есть Богом Речи.
ngag gi lha mo | [Н'ак-ки Хла-мо] | Накки Лхамо / Богиня Речи | |
sgra dbyangs lha mo | [Д.а-ян' Хла-мо] | Драянг Лхамо / Богиня Мелодии | |
dbyangs can lha mo | [Ян'-чен Хла-мо] | Янгчен Лхамо / Богиня Мелодии | |
shes rab lha mo | [Ще-рап Хла-мо] | Шераб Лхамо / Богиня Знания | |
lha mo | [хла-мо] | лхамо богиня |
На главную страницу | На дополнительную страницу