Ангуттара Никая 2.1.3.11 (AN II.32)
Dve me bhikkhave dhammā vijjābhāgiyā. Katame dve? Samatho ca vipassanā ca.
Монахи, есть две вещи, способствующие развитию Мудрости. Что это за две вещи? Это практика спокойствия (пали саматха, санскр. шаматха, тиб. шинэ) и практика созерцания (пали випассана, санскр. випашьяна, тиб. лхагтонг).
Samatho bhikkhave bhāvito kamatthamanubhoti ? Cittaṃ bhāvīyati. Cittaṃ bhāvitaṃ kamatthamanubhoti? Yo rāgo, so pahīyati.
Что достигается с развитием спокойствия, монахи? Ум развивается (прим: т.е. ум, а можно сказать и душа, освобождается от загрязнений). А что достигается с развитием ума? Исчезает имевшаяся привязанность.
Vipassanā bhikkhave bhāvito kamatthamanubhoti? Paññā bhāvīyati. Paññā bhāvitā kamatthamanubhoti? Yā avijjā, sā pahīyati.
Что достигается с развитием созерцания, монахи? Развивается мудрость различения. А что достигается с развитием мудрости различения? Исчезает имевшееся неведение.
Rāgupakkiliṭṭhaṃ vā bhikkhave cittaṃ na vimuccati. Avijjupakkiliṭṭhā vā paññā na bhāvīyati.
Монахи, ум не свободен, если он загрязнён привязанностью. Также и мудрость различения не развивается, если различение загрязнено неведением.
Iti kho bhikkhave rāgavirāgā cetovimutti, avijjāvirāgā paññāvimuttīti.
Таким образом, монахи, отсутствие привязанностей это освобождение посредством ума, а отсутствие неведения это освобождение посредством мудрости различения.
Примечание:
* Ум иногда сравнивают с озером. Что лежит на дне озера? Если вода будет спокойной и чистой, и будет достаточно освещения, можно разглядеть дно озера, также как и всё, что находится и происходит в толще воды. Подобным образом и в духовной практике необходимы условия для достижения Просветления и Освобождения: необходимо очистить ум и успокоить его, необходимо добавить света мудрости, чтобы ясно постичь природу ума.
Практика спокойствия это отказ от привязанностей, мирских желаний. В результате успокоения сознание становится устойчивее, стабильнее, освобождаясь от жажды внешних радостей. Созерцание связано со светом мудрости, без этого света не будет правильного понимания явлений. Свет создают заслуги. Например, в Шести Совершенствах, фундаментальном учении буддизма Махаяны, это заслуги жертвования, заслуги соблюдения заповедей, заслуги терпения и упорного усилия. С другой стороны, жертвование, соблюдение заповедей, терпение и упорные усилия входят в практику успокоения сознания. Когда посредством этих парамит (совершенств) в достаточной мере развиты спокойствие и созерцание, человек переходит на ступень Самадхи и следующую за ней ступень Мудрости. Если рассматривать Восьмеричный Святой Путь, то здесь процесс тот же самый. Аспекты успокоения ума и его способности к созерцанию присутствуют в каждой из восьми ступеней Пути, о котором проповедует Будда.
На главную страницу | На дополнительную страницу | Шрифт VU Times