Самьютта Никая 5.1.1.1 (SN V.1)
Evaṃ me sutaṃ, ekaṃ samayaṃ bhagavā sāvatthiyaṃ viharati jetavane anāthapiṇḍikassa ārāme. Tatra kho bhagavā bhikkhū āmantesi: "bhikkhavo"ti. "Bhadante"ti te bhikkhū bhagavato paccassosuṃ. Bhagavā etadavoca:
Так я слышал, однажды Самый Почитаемый находился близ Саваттхи в Роще Джеты, в монастырском парке Анатхапиндики.* Там Самый Почитаемый обратился к монахам:
Монахи!
Да, Преподобный Учитель, с готовностью отозвались монахи.
Самый Почитаемый сказал:
"Avijjā, bhikkhave, pubbaṅgamā akusalānaṃ dhammānaṃ samāpattiyā, anvadeva [anudeva (sī. pī. ka.)] ahirikaṃ anottappaṃ. Avijjāgatassa, bhikkhave, aviddasuno micchādiṭṭhi pahoti. Micchādiṭṭhissa micchāsaṅkappo pahoti. Micchāsaṅkappassa micchāvācā pahoti. Micchāvācassa micchākammanto pahoti. Micchākammantassa micchāājīvo pahoti. Micchāājīvassa micchāvāyāmo pahoti. Micchāvāyāmassa micchāsati pahoti. Micchāsatissa micchāsamādhi pahoti.
"Монахи, неведение предшествует совершению неблагих поступков, оно является следствием отсутствия нравственных убеждений и отсутствия опасения совершить зло. Монахи, у невежественного человека из-за неведения возникает неправильный взгляд. Из-за неправильного взгляда возникает неправильное размышление. Из-за неправильного размышления возникает неправильная речь. Из-за неправильной речи возникают неправильные действия. Из-за неправильных действий возникает неправильная жизнь. Из-за неправильной жизни возникают неправильные усилия. Из-за неправильных усилий возникает неправильная фиксация в памяти. Из-за неправильной фиксации в памяти возникает неправильное самадхи.
Vijjā ca kho, bhikkhave, pubbaṅgamā kusalānaṃ dhammānaṃ samāpattiyā, anvadeva hirottappaṃ. Vijjāgatassa, bhikkhave, viddasuno sammādiṭṭhi pahoti. Sammādiṭṭhissa sammāsaṅkappo pahoti. Sammāsaṅkappassa sammāvācā pahoti. Sammāvācassa sammākammanto pahoti. Sammākammantassa sammāājīvo pahoti. Sammāājīvassa sammāvāyāmo pahoti. Sammāvāyāmassa sammāsati pahoti. Sammāsatissa sammāsamādhi pahotī"ti.
Монахи, а мудрое понимание предшествует совершению благих поступков, оно является следствием нравственных убеждений и опасения совершить зло. Монахи, у мудрого человека благодаря мудрому пониманию возникает Правильный Взгляд. Благодаря Правильному Взгляду возникает Правильное Размышление. Благодаря Правильному Размышлению возникает Правильная Речь. Благодаря Правильной Речи возникают Правильные Действия. Благодаря Правильным Действиям возникает Правильная Жизнь. Благодаря Правильной Жизни возникают Правильные Усилия. Благодаря Правильным Усилиям возникает Правильная Фиксация в Памяти. Благодаря Правильной Фиксации в Памяти возникает Правильное Самадхи".
Примечания:
* Домовладелец Анатхапиндика выкупил у царевича Джеты и преподнёс в дар Будде и его общине рощу, в ней он построил монастырский комплекс. (^)
** Что такое нравственные убеждения? Нельзя убивать живых существ, нельзя воровать, нельзя прелюбодействовать, нельзя лгать, нельзя одурманивать себя алкоголем и другими интоксикантами. Такие убеждения являются нравственными. Если человек не имеет таких убеждений, его нельзя назвать нравственным. Что такое опасение совершить зло? Это не просто нежелание отклоняться от соблюдения заповедей, норм нравственности. За этим стоит понимание, что совершение неблагих поступков является накоплением плохой кармы, причин для будущих страданий. Если человек не понимает это и не поступает в соответствии с принципами нравственности, его нельзя назвать мудрым.
На главную страницу | На дополнительную страницу | Шрифт VU Times