Самьютта Никая 5.3.4.10 (SN V.406)
"Satipaṭṭhānañca vo, bhikkhave, desessāmi satipaṭṭhānabhāvanañca satipaṭṭhānabhāvanāgāminiñca paṭipadaṃ. Taṃ suṇātha.
"Монахи, я дам вам объяснение по Темам для Фиксации в Памяти, по медитации на Темах для Фиксации в Памяти и пути, продвигающему медитацию на Темах для Фиксации в Памяти. Слушайте.
Katamañca, bhikkhave, satipaṭṭhānaṃ? Idha, bhikkhave, bhikkhu kāye kāyānupassī viharati ātāpī sampajāno satimā, vineyya loke abhijjhādomanassaṃ; vedanāsu vedanānupassī viharati ātāpī sampajāno satimā, vineyya loke abhijjhādomanassaṃ; citte cittānupassī viharati ātāpī sampajāno satimā, vineyya loke abhijjhādomanassaṃ; dhammesu dhammānupassī viharati ātāpī sampajāno satimā, vineyya loke abhijjhādomanassaṃ. Idaṃ vuccati, bhikkhave, satipaṭṭhānaṃ.
Монахи, что собой представляют Темы для Фиксации в Памяти? Монахи, вот бикку рассматривает в теле телесные качества, будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру. Он рассматривает в чувствах качества чувственного восприятия, будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру. Он рассматривает в уме душевные качества, будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру. Он рассматривает в объектах ума качества объектов, будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру. Вот что называется Темами для Фиксации в Памяти, монахи.*
Katamā ca, bhikkhave, satipaṭṭhānabhāvanā? Idha, bhikkhave, bhikkhu samudayadhammānupassī kāyasmiṃ viharati, vayadhammānupassī kāyasmiṃ viharati, samudayavayadhammānupassī kāyasmiṃ viharati, ātāpī sampajāno satimā, vineyya loke abhijjhādomanassaṃ. Samudayadhammānupassī vedanāsu viharati, vayadhammānupassī vedanāsu viharati, samudayavayadhammānupassī vedanāsu viharati, ātāpī sampajāno satimā, vineyya loke abhijjhādomanassaṃ. Samudayadhammānupassī citte viharati, vayadhammānupassī citte viharati, samudayavayadhammānupassī citte viharati, ātāpī sampajāno satimā, vineyya loke abhijjhādomanassaṃ. Samudayadhammānupassī dhammesu viharati, vayadhammānupassī dhammesu viharati, samudayavayadhammānupassī dhammesu viharati, ātāpī sampajāno satimā, vineyya loke abhijjhādomanassaṃ. Ayaṃ vuccati, bhikkhave, satipaṭṭhānabhāvanā.
Монахи, а что собой представляет медитация на Темах для Фиксации в Памяти?
(1) Монахи, вот бикку наблюдает в теле процессы возникновения, он наблюдает в теле процессы угасания, он наблюдает в теле процессы возникновения и угасания, будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру.
(2) Он наблюдает в чувствах процессы возникновения, он наблюдает в чувствах процессы угасания, он наблюдает в чувствах процессы возникновения и угасания, будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру.
(3) Он наблюдает в уме процессы возникновения, он наблюдает в уме процессы угасания, он наблюдает в уме процессы возникновения и угасания, будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру.
(4) Он наблюдает в объектах ума процессы возникновения, он наблюдает в объектах ума процессы угасания, он наблюдает в объектах ума процессы возникновения и угасания, будучи настойчивым, осознающим и памятующим, он устраняет жажду и страдания души, имевшиеся в миру.
Вот что называется медитацией на Темах для Фиксации в Памяти, монахи.
Katamā ca, bhikkhave, satipaṭṭhānabhāvanāgāminī paṭipadā? Ayameva ariyo aṭṭhaṅgiko maggo, seyyathidaṃ: sammādiṭṭhi, sammāsaṅkappo, sammāvācā, sammākammanto, sammāājīvo, sammāvāyāmo, sammāsati, sammāsamādhi. Ayaṃ vuccati, bhikkhave, satipaṭṭhānabhāvanāgāminī paṭipadā"ti.
Монахи, а что собой представляет путь, продвигающий медитацию на Темах для Фиксации в Памяти? Это есть Благородный Восьмеричный Путь, а именно: Правильный Взгляд, Правильное Размышление, Правильная Речь, Правильные Действия, Правильная Жизнь, Правильные Усилия, Правильная Фиксация в Памяти, Правильное Самадхи. Вот что называется путём, продвигающим медитацию на Темах для Фиксации в Памяти, монахи".
Примечание:
* Есть четыре основные Темы для Фиксации в Памяти. Это рассмотрение составляющих элементов тела, затем рассмотрение качеств чувственного восприятия, затем рассмотрение душевных качеств, составляющих ум, затем рассмотрение объектов ума, в которые включаются объекты, идеи и представления, оказывающих на нас влияние. Все эти составляющие рассматриваются как кармически обусловленные, как то, что изменяется со временем, и поскольку эти непостоянные составляющие не принадлежат нашей истинной сущности, поскольку привязанность к ним приводит со временем к страданиям, по отношению к ним проводится медитация отрешения. Таким образом медитация на Четырёх Темах для Фиксации в Памяти приближает нас к самадхи, она является непременным условием для вхождения в состояние правильного самадхи. (^)
На главную страницу | На дополнительную страницу | Шрифт VU Times