Символические жесты и йогические позы будд, бодхисаттв, божеств, святыхВ буддийской иконографии особое значение имеют символические жесты и йогические позы будд, бодхисаттв, божеств, святых. Мудры (санскр. mudrā символ, знак, жест пальцами, печать, отпечаток), или символические жесты, это такие положения рук, ладоней и пальцев, которые несут определённый смысл в ходе выполнения ритуальной практики. Иногда мудрами называют определённые йогические положения тела. Но чаще йогические позы называют асанами (санскр. āsana поза для медитации и контролирования тела, сидение, место для сидения). В йоге асаны это определённые положения тела, которые помогают настроить ум на необходимое медитативное сосредоточение, а мудры это такие йогические позы, которые создают определённое направленное движение тонкой энергии в теле человека. Вместе с мантрами и медитативной концентрацией мудры обладают духовной силой. В буддийской иконографии мудры и асаны связаны с просветлённой активностью тех или иных будд, бодхисаттв, божеств и святых. Ниже представлены некоторые из мудр и асан, используемых в буддийской иконографии. Абхая-мудра (санскр. abhaya, букв. бесстрашие, устранение страха) жест защиты и устранения страхов. Ладонь руки поднята на уровне груди и обращена наружу, кисть слегка развёрнута ребром ладони от себя, пальцы направлены кверху, большой палец отстоит от других четырёх пальцев. Иногда божество или святой держит этой же рукой лотос. Эта мудра Будды Амогхасиддхи, Будды Дипанкары, Бодхисаттвы Кшитигарбхи, Падмапани, Зелёной Тары и некоторых других божеств и святых. Бхумиспарша-мудра (санскр. bhūmisparśa-mudrā, букв. жест "касание земли") символический жест свидетельствующего, жест Будды Шакьямуни и Будды Акшобхьи. Эту мудру также называют жестом призывания Земли в свидетели. Жест "касание земли" служит напоминанием о победе Будды Шакьямуни над искушениями Мары. В этом жесте кисть правой руки свисает у правого колена, при этом пальцы касаются лотосового трона, а ладонь опирается на колено. Будда сидит в позе лотоса на лотосовом троне, его левая рука покоится на колене, развёрнутая ладонью вверх. Ваджрахумкара-мудра (санскр. vajrahuṃkāra). В этом жесте руки скрещены у груди. Обычно в этой мудре правая рука держит ваджру, а левая ваджра-колокольчик, эти атрибуты символизируют метод и мудрость. Сама мудра символизирует союз блаженства и пустоты. Ваджрахумкара-мудра это символический жест Ади-Будды Ваджрадхары, Чакрасамвары, Калачакры, многих других божеств в форме Яб-Юм. Варада-мудра (санскр. varada, букв. принесение блага, оказание благодеяния) символический жест даяния блага. В этом жесте рука свисает и развёрнута ладонью наружу, пальцы направлены вниз, кисть руки немного оттянута назад. Иногда божество или святой держит этой же рукой лотос. Это мудра Будды Ратнасамбхавы, Бхайшаджьягуру, Падмапани, Зелёной Тары, Белой Тары, Ушнишавиджаи, Джикме Лингпы, некоторых других божеств и святых. Витарка-мудра (санскр. vitarka, букв. проницательность, понимание, размышление, взвешивание, рассмотрение; духовный учитель, обучающий божественной мудрости) символический жест дебатирующего, жест во время диспута и во время изложения Учения. В этой мудре кончики большого и указательного пальцев сомкнуты, остальные пальцы направлены вверх. Это жест Бодхисаттвы Майтреи, некоторых других божеств и святых. Дигдзуб-мудра (тиб. sdigs mdzub, букв. грозный жест указательным пальцем; жест скорпиона, мудра угрозы) жест подчинения вредоносных энергий, устранения негативных влияний. Мудра Ваджрапани и некоторых других гневных божеств. Дхармачакра-мудра (санскр. dharmacakra, букв. Колесо Закона) символический жест вращения Колеса Закона, мудра изложения Учения Будды. На некоторых изображениях Будда Шакьямуни держит руки в этой мудре, что символизирует Поворот Колеса Закона. Также эта мудра жест Будды Вайрочаны, Будды Майтреи, Гараба Дордже, некоторых других божеств и святых. Дхьяна-мудра (санскр. dhyāna, букв. дхьяна, медитативное сосредоточение) мудра медитирующего. В этой мудре кисти рук покоятся на ногах, тыльная сторона ладони правой руки лежит поверх ладони левой руки, при этом большие пальцы соединены. Другие названия этой мудры дхьяни-мудра, самадхи-мудра, дхарма-мудра, йога-мудра. Это мудра Будды Шакьямуни, Будды Самантабхадры, Будды Амитабхи, Будды Амитаюса, Праджняпарамиты, некоторых других божеств и святых. Лалита-асана (санскр. lalita, букв. обаяние, грация; симпатичный, привлекательный) йогическая поза, символизирующая, что просветлённое существо готово в любой момент прийти на помощь нуждающемуся и благоволит к нему. В этой позе одна нога опущена с лотосового трона и часто опирается на малый лотос. Это йогическая поза Зелёной Тары и других её проявлений, Сарасвати, Падмасамбхавы, некоторых других божеств и святых. Падмасана (санскр. padmāsana, букв. поза лотоса, лотосовый трон) йогическая поза лотоса, лучшая поза для медитации. В этой позе ноги переплетены. Йогины, добившиеся стабильности в падмасане, считают её очень удобной. Однако для новичков она может быть сложной и болезненной. Эта устойчивая поза помогает держать спину прямо во время длительной и глубокой медитации. Падмасана также помогает контролировать нисходящую энергию (санскр. apānavāyu). В иконографии это самая распространённая из медитативных поз будд и бодхисаттв, божеств и святых. Её также называют дхьяна-асана. На главную страницу | На дополнительную страницу |