Дюсум Кхьенпа – первый Кармапа

Дюсум Кхьенпа (тиб. dus gsum mkhyen pa) (1110-1193гг) – выдающийся ученик Учителя Гампопы, впоследствии известный как первый Кармапа (тиб. kar ma pa dus gsum mkhyen pa). Он является основателем школы Карма Кагью (тиб. kar ma bka' brgyud) – одной из четырёх главных подшкол Кагью. Кармапа – первый из тибетских учителей, кто известен как сознательно перерождающийся лама Тибета, тулку (санскр. nirmāṇakāya, тиб. sprul sku – букв. тело воплощения; тулку, перерожденец). Тибетцы верят, что появление Кармапы, как сознательно перевоплощающегося Учителя, было предсказано Буддой Шакьямуни в "Самадхираджа-сутре". В этом тексте Будда предсказывает, что примерно через 1600 лет после его ухода родится человек высокого развития и беспредельного сострадания, этот человек будет распространять Дхарму в течение многих последовательных перевоплощений и будет известен как Кармапа, "Человек Кармы". Учитель Гампопа и два других известных учителя того времени признали в Дюсум Кхьенпе того человека, о котором говорится в этом пророчестве.

  Дюсум Кхьенпа, первый Кармапа

"Величайшим учеником Гампопы был Дюсум Кхьенпа. Он был бодхисаттвой Благой Кальпы (санскр. bhadrakalpa) и ему было предназначено стать после Самого Почитаемого Майтреи Татхагатой Симхой (санскр. Siṃha, тиб. seng ge, букв. Лев – имя шестого из Тысячи Будд Благой Кальпы). Как сказано в "Саддхармапундарике", все будды Благой Кальпы, достигнув Высшего Просветления, снова явятся как бодхисаттвы. Поэтому число рождений бодхисаттв Благой Кальпы трудно установить даже для бодхисаттв, достигших десятой стадии (санскр. dharmamegha, тиб. chos sprin – букв. "облако Дхармы" – название десятой стадии-бхуми). Поскольку они уже стали буддами, я расскажу здесь только хорошо известную часть истории их перерождений.

Прежде Дюсум Кхьенпа был Праджняланкарой, учеником Нагарджуны, затем – Камадхену, учеником Сарорухи. После этого в юго-западной Джамбудвипе его звали Дхармабодхи, и он обрёл сиддхи Авалокитешвары. Затем он был Гьялва Чок-янгом (тиб. rgyal ba mchog dbyangs – один из 25 главных учеников Падмасамбхавы), министром Дхармараджи Трисонг Децена, пригласившим ачарью Падмасамбхаву и обретшим сиддхи Шри Хаягривы.

Позднее он стал геше Потовой Ринченсэлом, после смерти которого переродился как Дюсум Кхьенпа. Он родился в снежных горах Тэшо в Нижнем Кхаме в год Железа-Тигра (1110г). Его отцом был Гомпа Дорджегён, йогин, почитатель Ямантаки, а матерью – Лхатогса Ганчам Миндэн, также йогини. Он и Пэл Пакмо Друпа (тиб. dpal phag mo gru pa – один из трёх главных учеников Гампопы) родились в один год. При рождении он получил имя Гепэл (тиб. dge 'phel, букв. "Накопление заслуг"). Отец даровал ему мантру "Сердце Ранчжунг Гьялмо" (прим: Ранчжунг Гьялмо – тиб. rang 'byung rgyal mo, букв. "Самовозникшая царица" – одно из имён богини Экаджати в школе Ньингма). Он призывал богиню и вскоре получил сиддхи этой богини.

Встретившись с ламой Гьякар Пэро и Пэлдзином, он выслушал от них много тайных наставлений, получил садхану Махакалы и умилостивил это божество. Тогда же он оставил чёткие отпечатки руки и ноги на скале. В шестнадцать лет Дюсум стал послушником в присутствии семидесятилетнего упадхьяйи Тэво Чогги-ламы – ученика Нгок-лоцавы, монаха Лэгпэ Шераба – ученика Нгока, и ачарьи Чак Сэнгетага, и получил имя Чокьи Тагпа. Два года он размещал общины (тиб. dge 'dun gyi gnas gzhi) и изучал ритуал посвящения Цикла Самвары по методу Атиши с Йол Чойваном – учеником Атиши, с Таравой и его братом -учениками Йол Чойвана. Дюсум получил от них много садхан Ваджраяны: Ачалу и другие по методу Атиши. Он созерцал этих йидамов, и появились признаки достижения, как описано в текстах.

В девятнадцать лет Дюсум отправился в У (центральный Тибет). Когда ему было двадцать лет, он посетил Толун Сатханг. У Толун Гьямарпы и его ученика, учителя и учёного Чапы, слушал учение Майтреи и "Ума шерсум" (тиб. dbu ma sher gsum). После этого он шесть лет следовал за Шарвапой и его учеником, йогином Шерабом Дордже, и выслушал от них учения Кадампы. У Пацаб-лоцавы он слушал Шесть трактатов Арьи Нагарджуны. Он получил полное монашеское посвящение в присутствии Мэл Дулдзинпы, который был упадхьяей, Йеше Лодоя – карма-ачарьи, и младшего брата Мэла – в роли наставника (тиб. gsang ston – наставник во время церемонии посвящения). Он хорошо изучил Винаю и проповедовал её другим. От Учителя Ра-лоцавы и Кампа Асэна, живших в Гьял Лхакханге, он получил "Джёртрук" (тиб. sbyor drug – шесть йогических практик Цикла Калачакры) и "Махакала-какамукху" (тиб. mgon po bya gdong – садхана Вороноголового Махакалы).

В тридцать лет Дюсум решил встретиться с Гампопой. В Дагпотагха он повстречал ачарью Гомцула и Шапа Лингпу. У ачарьи Гомпы он слушал "Шри-чатухпитха-махайогини-тантрараджу" (тиб. gdan bzhi) и имел видение Белой Тары. После этого он отправился в Гампо и встретился с владыками Дхармы (санскр. dharmasvāmin), дядей и племянником. Он преподнёс им хадак (тиб. kha btags – шёлковый шарф для подношения) со всем прочим и получил наставления. Учитель [Гампопа] истолковал ему "Ламрим" кадампинцев и сказал: "Я созерцал по нему и тебе следует созерцать так же".

Учитель Гампопа помог ему и ввёл его в практику. Вскоре после этого он попросил с владыку Дхармы Гампопу посвятить его [в Тантру]. Дхармасвамин даровал ему тайные наставления упаямарги (санскр. upāya mārga, тиб. thabs lam, букв. "путь метода"), и он созерцал по ним.

Занимаясь хатха-йогой, он уже на девятый день почувствовал сильный прилив здоровья и тепла. Он носил лишь одну одежду из хлопка* и продолжал медитировать. Девять месяцев Дюсум продолжал медитировать, и руки его были покрыты потом. Среди восьмисот аскетов он прославился великим упорством в созерцании. Безмерная способность к углублению сосредоточения пробудилась в нём. Дхармасвамин Гампопа сделал ему предсказание, и он отправился в Санри продолжать медитацию. Четыре месяца он созерцал в пещере Тил и месяц и пять дней – в Пагмоду. Он достиг силы фиксации ума и овладел глубокой практикой пранаямы. Его випашьяна (санскр. vipaśyana, пали vipassanā, тиб. lhag mthong, букв. "ясное наблюдение", "мудрое наблюдение") стала подобна солнцу среди облаков.

Затем Дюсум снова вернулся к Учителю и провёл с ним три года. В Лоро он встретил Речунгпу. Он выслушал у него изложение всех наставлений Наро и Майтри (Наропы и Майтрипы), таких как Шесть Учений Наропы, Тунджок (тиб. thun 'jog – определение времени для созерцания) и другие тексты. Речунгпа объяснил ему упаямаргу с подробными наставлениями, и он постиг Мудрость нераздельности блаженства и пустотности (сукха-шунья-абхиння-сахаджа-джняна) так ясно, как видел своё лицо, отражённое в зеркале...

По указанию Гампопы Дюсум жил в пещере у Таггу Ривоче в Вёлха. Одна женщина сказала ему в видении: "Тебе не следует оставаться здесь – моя мать возвращается". Он провёл там 14 месяцев и практиковал медитации сострадания (санскр. karuṇā), святой любви (санскр. maitrī), бодхичитту. Он достиг полного контроля над своим внутренним огнём (туммо), и тогда сами проявились многие чудесные знаки. Особое постижение проявилось в нём, он отправился к Дхармасвамину [Гампопе], жившему в монастыре Чаког, и рассказал ему о своём йогическом постижении (тиб. rtog pa). Дхармасвамин сказал:

– Твоё постижение неверно! Я возлагал на тебя большие надежды, однако ты потерпел неудачу. Тебе следует продолжить созерцание.

Шесть месяцев он занимался созерцанием, но его постижение не изменилось по сравнению с тем, что появилось в начале. Он снова рассказал об этом Гампопе. Тогда тот положил ему руку на голову и сказал:

– Сын мой, ты уже разорвал узы, связывавшие тебя с Сансарой".


Из "Синей Летописи" Гой-лоцавы Шоннупэла



Примечание: * Йогины, практиковавшие туммо и носившие лишь одежду из хлопка, назывались "репа". Это слово – тиб. ras pa – входит в имена Миларепы и Речунгпы, которые были именно такими йогинами. (^)



На главную страницу   |   На дополнительную страницу