Дже Цонкапа. Основание школы Гелуг

Гелугпа (тиб. dge lugs pa, dge lugs, букв. "Традиция добродетели", "Система добродетели") – буддийская школа, основанная ламой Дже Цонкапой (тиб. rje tsong kha pa / 1357-1419гг), великим учёным и проповедником, которого в Тибете почитали как воплощение Бодхисаттвы Мудрости Манджушри.


Лама Цонкапа обладал превосходным интеллектом. Он учился у различных учителей школ Сакьяпа и Кадампа и стал сведущим как в Сутре, так и в Тантре.

  Дже Цонкапа

Основной практикой в Кадампе являлось изучение и следование Винае (монашеской дисциплине). Взяв это за основу, Цонкапа основывает традицию, сочетающую практики глубокого изучения Слова Будды и наследия индийских мастеров с тантрическими практиками таких божеств, как Чакрасамвара, Ваджрабхайрава, Гухьясамаджа.

Цонкапа основывает в Центральном Тибете монастырь Гандэн (тиб. dga' ldan = санскр. tuṣita / основан в 1409г). Монастырь был известен строгой учебной и нравственной дисциплиной, логикой и искусством диспута в изучении философских традиций буддизма. При изучении тантры акцент ставился на детальное изучение и освоение стадий порождения и завершения.

Цонкапа проповедовал и распространял свои комментарии на учения сутр и тантр как в столице Тибета, так и за её пределами.

Самый знаменитый труд Цонкапы – "Ламрим Ченмо" (тиб. lam rim chen mo – "Большое руководство к этапам Пути Пробуждения"). Говорили, что автор был вдохновлён Бодхисаттвой Манджушри на написание этой работы. До этого Цонкапа уже составил несколько трактатов по Ламриму (тиб. lam rim, букв. "этапы Пути").

Признаком того, что Цонкапа – великий учёный, как отмечает Далай-лама, является то, что когда в Ламриме говорится о чём-то лёгком, то Цонкапа не даёт комментариев; когда же речь заходит о чём-то запутанном, трудном для понимания, тогда автор подробно разбирает это так, что детальный анализ занимает, по крайней мере, несколько страниц. Такой ясный подход к изложению Дхармы, а также энциклопедические познания автора сделали труд Цонкапы очень популярным.

В Лхасе Цонкапа учредил праздник Великой Молитвы (тиб. smon lam chen mo, smon lam – Монлам). По длительности он стал занимать две недели.


Древо Прибежища Гелугпа  

Два главных ученика Цонкапы, Джамьянг Чодже Таши Палден (тиб. 'jam dbyangs chos rje bkra shis dpal ldan / 1379-1449гг) и Джамчен Чодже Шакья Йеше (тиб. byams chen chos rje sha kya ye shes / 1354-1435гг), основали соответственно монастыри Дрепунг (тиб. 'bras spungs – большой монастырь возле Лхасы, основан Джамьянгом Чодже в 1416г) и Сэра (тиб. se ra – монастырь около Лхасы, основан Джамченом Чодже в 1419г). Два других главных ученика, Гьялцаб Дже Дхарма Ринчен (тиб. rgyal tshab rje dhar ma rin chen / 1364-1432гг) и Кхедруб Дже Гелек Пэлзанг (тиб. mkhas grub rje dge legs dpal bzang / 1385-1438гг), стали первыми учителями новой школы Гелугпа. Последний был признан позже как первый Панчен-лама (тиб. pan chen bla ma). Первый Далай-лама, Гьялва Гендун Друб (тиб. rgyal ba dge 'dun grub / 1391-1474гг), обучавшийся в монастыре Нартанг, также считается учеником Цонкапы. В 1447 году он основывает монастырь Ташилхунпо в Шигаце.


Перевоплощения Далай-ламы и Панчен-ламы укрепили престиж Гелугпы как в Тибете, так и в Монголии. Так, к примеру, третий Далай-лама, Гьялва Сонам Гьяцо (тиб. rgyal ba bsod nams rgya mtsho / 1543-1588гг), прославился по всей Азии. Его учеником стал Алтан-хан, глава тумэд-монголов. В 1578 году Далай-лама посетил Монголию, где при его участии тумэд-монголы официально признали буддизм. А четвёртый Далай-лама, Гьялва Йонтэн Гьяцо (тиб. rgyal ba yon tan rgya mtsho / 1589-1617гг), уже родился как прямой потомок Алтан-хана и этим исполнил обещание Сонама Гьяцо вернуться в Монголию в будущей жизни. Начиная с пятого Далай-ламы, Великого Пятого (тиб. lnga pa chen po = rgyal dbang lnga pa chen po = rgyal ba ngag dbang blo bzang rgya mtsho – Гьялва Нгаванг Лобсанг Гьяцо / 1617-1682гг), светская власть в Тибете переходит к представителям Гелугпы.


Из воспоминаний Далай-ламы XIV о детских годах:

"Был один праздник, который вызывал у меня самые разноречивые чувства. Это был Монлам – Праздник Большой Молитвы, начинавшийся сразу после Лосара (тиб. lo gsar – тибетский Новый Год). Причина моего двойственного отношения состояла в том, что как Далай-лама я должен был, несмотря на свой юный возраст, участвовать в самой главной церемонии. Кроме того, во время Монлама я неизбежно испытывал ещё и сильный приступ инфлюэнцы (грипп), что и сейчас случается со мной каждый раз, когда я приезжаю в Бодхгаю, – из-за пыли. Тогда это происходило потому, что моей резиденцией в это время являлись комнаты в храме Джокханг, которые были даже ещё более запущенными, чем моя комната в Потале.

Эта церемония (или "пуджа"), которой я так страшился, происходила в послеполуденное время в конце первой из двух недель, посвящённых Монламу. Она следовала после длинной лекции Регента о жизни Будды Шакьямуни. Сама пуджа длилась более четырёх часов, а после этого я должен был читать наизусть длинный и трудный отрывок из Канона. Я так волновался, что не понимал ни слова из того, что говорилось до этого. Мой Старший Наставник – Регент, Младший Наставник и Мастера Ритуала, Одежд и Кухни – все были взволнованы в равной степени. Главная причина их тревоги заключалась в том, что во время церемонии я сидел высоко на троне и никто не мог подсказать мне, если я запнусь.

Но вспоминать свой текст было только половиной дела. Эта процедура длилась так долго, что у меня появлялся ещё один повод для страха: я боялся, что мочевой пузырь может не выдержать. В конце концов, всё проходило благополучно, даже в самый первый раз, когда я был совсем юн. Но помню, что был ни жив, ни мёртв от страха. Мои чувства были скованы до такой степени, что я не замечал ничего из происходящего вокруг. Я не замечал даже голубей, которые воровали подношения с блюд. Начинал замечать их я только во второй половине своей речи.

Когда всё это оставалось позади, я бывал безумно счастлив. И не только потому, что следующие двенадцать месяцев оказывались свободными от этого страшного дела, но ещё и потому, что затем следовал один из наилучших моментов жизни Далай-ламы в течении года. После этой церемонии мне разрешалось ходить по улицам, чтобы я мог увидеть "торма", огромные, ярко раскрашенные скульптуры из масла, которые по традиции в этот день подносились Буддам. Разыгрывались кукольные представления, военные оркестры играли музыку, и повсюду люди были совершенно счастливы…

Последний день праздника Монлам посвящался уличным шествиям. Сначала процессия, во главе которой несли большую статую Майтреи, грядущего Будды, обходила по периметру старый город. Этот маршрут назывался "Лингхор". Я слышал, что он больше не существует благодаря китайской перестройке столицы, но всё ещё существует "Бархор", или внутренний обход, идущий прямо вокруг Джокханга. В прежние времена благочестивые паломники считали своим долгом обойти весь Лингхор только путём простираний телом.

Вскоре после того, как статуя завершала свой круг, всё вокруг приходило в движение, потому что всеобщее внимание переключалось на спортивные состязания. Они включали в себя скачки лошадей и соревнования в беге участников из публики и служили для всех большой забавой. Скачки лошадей были довольно необычными, так как лошади были без всадников. Их выпускали под монастырём Дрепунг, а конюхи и зрители направляли их к центру Лхасы. Перед прибытием лошадей начиналось соревнование претендентов на звание чемпионов по лёгкой атлетике: они бежали на более короткое расстояние, но тоже к центру города. Те и другие прибывали одновременно, и это часто приводило к забавной неразберихе...

Некоторые моменты праздника Монлам затрагивали непосредственно всё население Лхасы. В соответствии с древней традицией, светская власть в городе осуществлялась настоятелем монастыря Дрепунг. Он, в свою очередь, назначал из своих монахов администрацию и полицейских для поддержания законности и порядка. Это соблюдалось строго, и всякие проступки наказывались довольно большими штрафами. Предметом особенных забот была чистота, и, как результат, в это время года каждое здание заново белилось, а улицы выметались до последней соринки".


Далай-лама. Книга-автобиография "Свобода в изгнании"


Увеличенное изображение тханки "Древо Прибежища Гелугпа" [рамер: 347KB, 670х1000х24b jpeg]


Другие изображения:

  1. Дже Цонкапа (тханка)
  2. Дже Цонкапа (скульптура)

На главную страницу    |   На дополнительную страницу