Монастырь Кумбум Джампалинг. Храм ста тысяч изображенийМонастырь Кумбум Джампалинг (тиб. sku 'bum byams pa gling), или "Храм Майтреи со ста тысячами изображений", связан с именем основателя Гелугпы Дже Цонкапы. Для последователей Цонкапы Кумбум всецело связан с его рождением, храм построен на месте его рождения. Цонкапа родился в год Огня-Курицы (1357г) в районе Цонка (тиб. tsong kha, переводят как "падь дикого лука"), что в Амдо (Домэ). Через три года после его рождения на месте "пролития крови пуповины его" выросло сандаловое дерево "цан-дан" (тиб. tsan dan, сандаловое дерево).* Говорили, что на листьях этого дерева были видны изображения будд и божеств: Львиноголосого, Манджушри, Ямантаки, Махакалы и др. В юности Цонкапа покинул дом, став монахом. Бурятский востоковед и путешественник Гомбожаб Цэбекович Цыбиков (1873-1930гг) приводит следующий рассказ. Однажды, когда Цонкапа был уже знаменит, мать позвала своего сына навестить её. Но основание монастыря Гумбум (Кумбум) было заложено через 143 года после смерти Цонкапы, то есть в 1560 году (год Железной Обезьяны), именно в этом году созерцатель Ринчен Цондрю Гьяцо (тиб. rin chen brtson 'grus rgya mtsho / в оригинале: Ринчен Цзондуй Чжамцо) построил подле субургана немного домов и поселил около десяти монахов. Затем, восемнадцатью годами позднее, он построил храм Майтреи (1577 год, 6 год правления минского императора Ван-ли). Из этого можно заключить, что место рождения Цонкапы стало особенно привлекать уже тогда, когда он сильно прославился в Тибете, или даже после его смерти, когда жизнь его стала превращаться у последователей в легенду. Потанин, назвав Гумбум самым значительным монастырём в составе северной группы амдоских монастырей, не находит иного объяснения известности и богатства этого духовного центра, как по причине его местности, являющейся исторической родиной Цонкапы. Я полагаю, что Гумбум развивался также благодаря своему местоположению на пути из Тибета в Монголию, Китай и обратно. Из истории известно, что туметско-монгольский Алтан-хан в 12-м году правления минского Ван-ли, в год чёрной Овцы (1583г), пригласил к себе ламу Сонам Гьяцо (тиб. rgyal ba bsod nams rgya mtsho / 1543-1588гг) и провозгласил его Далай-ламой. Путь Сонам Гьяцо пролёг через Цайдам и Кукунор (озеро Коконор, или Тришок Гьялмо тиб. khri shog rgyal mo, или mtsho sngon po Синее Озеро), а также через Гумбум (прим: Кумбум расположен к востоку от озера Коконор), где он провёл некоторое время. Здесь Далай-лама предложил построить храм и пожертвовал много имущества на эту цель. Но не только приношение высокого иерарха помогло рождению и возвышению монастыря. Сам факт пребывания Далай-ламы здесь способствовал притоку богомольцев как из Амдо, так и из Монголии, а, следовательно, приносил большие доходы. По желанию Далай-ламы, как указывалось, был построен храм и установлено общинное служение. С его времени монастырь стал называться Гумбум, то есть "Сто тысяч изображений". Это было в 1583 году (227-й год после рождения Цонкапы). Вслед за этим монгольский Далай-лама, Йонтэн Гьяцо (тиб. yon tan rgya mtsho / 1589-1617гг), по пути следования в Лхасу в 1603 году посетил Гумбум и удалил из него светских жителей. Затем, по мере роста авторитета Далай-лам, посетили этот монастырь пятый, шестой и седьмой Далай-ламы. При этом шестой [Далай-лама] посетил его уже [будучи] опальным, а седьмой по настоянию маньчжурского правительства, в детстве. ...Что касается воспоминаний о месте рождения Цонкапы, то в биографии сказано, что когда сняли старый субурган (ступу), дерево оказалось исчезнувшим под землю. Тогда его откопали, сделали каменную ограду и над ним поставили серебряный субурган, который находится теперь в особом золотокровельном здании. Внутренне дерево недоступно для осмотра обыкновенными ламами и светскими людьми, из чего можно заключить, что оно в темноте, может быть теперь, по прошествии более 550 лет со дня рождения Цонкапы, не сохранилось совершенно. Снаружи храма, а также во дворе другого храма, на том месте, где зарыты волосы Цонкапы после пострижения его в монахи, растут деревья одной и той же породы с буквами на коре. Листья их после падения собираются монахами-сторожами и за известное вознаграждение раздаются богомольцам, которые верят, что они, как появившиеся на чудесном дереве, связанном с рождением Цонкапы, полезны при затруднительных родах женщин. Здесь ещё много реликвий, связанных с именем Цонкапы". Когда храм Кумбум был построен, в нём была установлена статуя Покровителя Майтреи (тиб. byams pa mgon po, санскр. Maitreya-nātha, пали Metteyya-nātha). По этой причине полным названием монастыря считается Кумбум Джампалинг (тиб. sku 'bum byams pa gling), или "Храм Майтреи со ста тысячами изображений". В монастыре Кумбум преподавались философия и тантра, были открыты два соответствующих факультета. Кумбум Джампалинг поныне остаётся действующим монастырём. Примечание: * Цыбиков Г. Ц. пишет: "Сказывают, что на том месте, где родился этот замечательный человек, выросло белое сандаловое дерево (тиб. tsan dan dkar po) со ста тысячами изображений на листьях и с буквами на коре… Потанин, ссылаясь на Крейтнера, который называет дерево seringa japonica, подтверждает, что сухие листья, добытые им, были похожи на сиреневые. А о буквах на том дереве он в том же сочинении говорит, что ему "удалось достать обломок молодой ветки замечательного дерева, на нём действительно были заметны рассеянные пятнышки, имевшие сходство с буквами; это особым цветом окрашенные участки коркового слоя, которые сквозили из-под прозрачной эпидермы в виде литерообразных фигур жёлтого цвета, неправильно рассеянных по тёмно-вишнёвому фону"... Я лично, во время своего путешествия в Тибет, видел буквы на деревьях (их несколько в двух местах) и удивлялся искусству таинственного воспроизведения их". Главной святыней Кумбума стала ступа, воздвигнутая над тем деревом. Эта ступа находится в особом здании, построенном на фундаменте из серого гранита. Сначала этот храм назывался "Лхакханг-ченмо" (тиб. lha khang chen mo), или Великий Храм. Название "Сэрдон-ченмо" он получил лишь после того, как была позолочена его крыша (около1884г). (^) На главную страницу | На дополнительную страницу |