Царь Лхатотори Ньенцен

Лхатотори Ньенцен  

Лхатотори Ньенцен (тиб. lha tho tho ri snyan btsan, lha tho tho ri gnyan bstan / [Хла-т'о-т'о-ри Ньен-цен] ) – двадцать восьмой тибетский царь в династии Чогьял. В период царствования Лхатотори Ньенцена первые буддийские тексты попали в Тибет.

Через несколько десятков поколений царей после Нятри Ценпо появился Лхатотори Ньенцен. Согласно "Истории буддизма" Будона Ринчендуба, когда Лхатотори достиг возраста шестнадцати лет и находился однажды наверху дворца Ямбулаганг, с неба упала шкатулка. Когда её открыли, внутри обнаружили "Карандавьюха-сутру" (санскр. karaṇḍavyūha-sūtra), "Сто наставлений, касающихся почитания" и золотую чайтью (ступа, чортен). Шкатулку назвали "Таинственный помощник", и царь почитал её. Лхатотори Ньенцену в сноведении было предсказано, что в пятом поколении после него люди смогут узнать значение священных текстов, спрятанных в шкатулке.

В "Синей летописи" (тиб. deb ther sngon po) Гой-лоцава Шоннупэл (тиб. 'gos klo tsa ba gzhon nu dpal) об этом историческом событии говорит так:

"В период царствования Лхатотори Ньенцена "Чинтамани-дхарани" (санскр. cintāmaṇidhāraṇī, тиб. tsin ta ma Ni'i gzungs, букв. "Сосредоточение на драгоценности, исполняющей задуманное") и "Панконг чаккьяма" (тиб. spang bkong phyag rgya ma, здесь phyag rgya ma – духовная супруга, мудра; spang – отказ, воздерживаться; bkong – подчинять, вызывать) упали с небес и почитались. Из-за этого жизнь царя и долголетие царства увеличились. Это стало известно как Начало Святого Учения. Нэлпа-пандита сказал: "Поскольку бонпо почитали Небо, было сказано, что книги упали с Неба".

Вопреки этой бонской традиции сказано, что эти книги были привезены в Тибет пандитой Буддхаракшитой (санскр. Buddharakṣita, тиб. blo sems 'tsho – Лосэмцо – индийский пандита, приглашённый в Тибет переводчиком Литэсэ в период царствования Лхатотори Ньенцена) и переводчиком Литэсэ (тиб. li the se). Так как тибетский царь не умел читать и не понимал смысла книг, пандита и переводчик вернулись. Этот рассказ мне кажется правдивым".


Сыном Лхатотори был Триньен Зунцен (тиб. khri gnyan gzungs btsan), у которого, в свою очередь, был сын по имени Доньен Деру (тиб. 'gro gnyan lde ru, или 'bro gnang lde'u – Донандэу). У последнего родился слепой ребёнок и получил имя Такри Нанзик (тиб. stag ri gnang gzigs, или stag ri gnyan gzigs). После того, как он подрос и взошёл на трон, Такри Нанзик продолжал почитать "таинственного помощника". Через это его глаза раскрылись.

Сыном Такри Нанзика был Намри Сонгцен (тиб. gnam ri srong btsan). В год Огня-Быка у последнего родился сын, наделённый особыми признаками красоты. Это был предсказанный царь, которому предстояло раскрыть секрет шкатулки. Он получил имя Триде Сонгцен (тиб. khri lde srong btsan = khri srong btsan = srong btsan sgam po – Сонгцен Гампо).

Лхатотори Ньенцен дожил до 120 лет и стал свидетелем начала распространения в Тибете Учения Будды. До того времени царство исповедовало религию Бон.

Лхатотори Ньенцена тибетцы почитают как эманацию Бодхисаттвы Самантабхадры.



На главную страницу   |   На дополнительную страницу