Формирование основных школ тибетского буддизмаСреди всех буддийских стран Азии высочайшие достижения индийского буддизма в наиболее полной форме сохранились в Тибете. Все школы тибетского буддизма поддерживают монашескую дисциплину Винаи, путь постепенной духовной практики, философские системы, базирующиеся на сутрах и шастрах, а также эзотерические медитативные практики, связанные с тантрами. Утверждение буддизма в Тибете стало возможным благодаря географической близости Страны Снегов и Индии, благодаря обстоятельствам времени, благодаря заинтересованности, которую проявили тибетцы и их цари к традициям индийского буддизма, и, конечно, благодаря благословению великих Достигших Индии. Великие Достигшие, такие как Падмасамбхава, Атиша и Наропа, предвидели пользу, которую принесёт Учению Будды развитие буддизма в Стране Снегов. После вторжения в Индию мусульман в 712 году буддизм в Индии постепенно начинает приходить в упадок. К X веку он сохраняется главным образом в Кашмире, Бихаре и Бенгалии. Считается, что к XIII веку буддизм в Индии перестал существовать. Но прежде, чем это произошло, благодаря благословению великих Просветлённых Тибет принял знамя буддизма от Индии колыбели буддизма за несколько веков до периода исчезновения Учения в самой Индии. Различные школы тибетского буддизма формировались и развивались в разные периоды тибетской истории. Каждая из них брала начало от определённой линии передачи индийского буддизма. Школа Ньингма (тиб. rnying ma "старая школа", "древняя школа") получила своё название "Старая школа", когда в ХI веке стали формироваться новые тибетские школы (тиб. gsar ma "новые школы" / школы новых переводов имеют общее название "сарма"). Школа Ньингма, или Ньингмапа, связана с ранним распространением буддизма в период деятельности в Тибете Падмасамбхавы и его близких учеников (VIII-IХ века). Школы Сакьяпа, Кагьюпа, а также Кадампа появились в ХI веке в связи с возобновившимися духовными взаимоотношениями с буддийскими Учителями Индии и с распространением в Тибете новых переводов тантр индийского буддизма. Гелугпа появилась в Тибете в ХIV веке. Своим происхождением школа обязана реформаторской деятельности Ламы Цонкапы. В основу этой школы вошли учения Кадампы и Сакьяпы. Каждая из перечисленных школ имела великих Учителей и выдающихся личностей на протяжении своего существования, каждая имела политическое главенство в определённые периоды, и каждая продолжает поныне оказывать влияние в различных частях Тибета. Так, например, в Дерге сильно влияние Сакьяпы; в Толунге и Нангчене сильна Кагьюпа; в Лхасе, Шигаце, Чамдо и Цонгкха распространена Гулугпа, а в Лхокха, Дерге и Голок-Сэртал Ньингмапа. Примечание: Монгольский и китайский обычаи соотносить основные школы тибетского буддизма с цветом церемониальных шапок, носимых монахами этих школ, здесь не рассматриваются, поскольку это является упрощением, не учитывающим ряда отклонений от подобного правила. На главную страницу | На дополнительную страницу |