Тибетский год и определение исторических дат

Калачакра-тантра пришла в Тибет со второй волной распространения буддизма в Стране Снегов. Сопоставив 60-летний цикл Калачакры с символическими животными и первоэлементами, имевшимися на то время в китайской астрологической традиции, тибетские астрологи разработали новую тибетскую систему летоисчисления, построенную на сочетании 12 животных с пятью элементами.


Двенадцать символических животныхПять Элементов
 1. Мышь
 2. Бык
 3. Тигр
 4. Заяц
 5. Дракон
 6. Змея
 7. Лошадь
 8. Овца
 9. Обезьяна
10. Птица
11. Собака
12. Кабан
  1. Дерево
  2. Огонь
  3. Земля
  4. Металл
  5. Вода

Появилась задача привести исторические даты прошлого в соответствие с новой системой летоисчисления, и, видимо, эта задача была не из лёгких. Известно, что составлением хронологических рядов занимались Атиша (982-1054г), Дагпа Жалцан (1172-1216г), Гунга Жалцан (1182-1251г), Будон Ринчендуб (1290-1364г) и др. Пользуясь разными источниками, составители приходили порой к разным выводам. Исторические даты согласно одним авторам стали не совпадать с датами согласно другим.


Яркий пример здесь – определение опорной исторической даты рождения царя Трисонг Децена, в период правления которого формировались основы Ньингмапы ("Старая школа"). В "Истории Буддизма" (тиб. Chos-'byung) Будона Ринчендуба (тиб. Bu-ston Rin-chen-grub-pa) о рождении Трисонг Децена имеется следующее упоминание:

"В мужской год Земли-Коня родился сын, наделённый особыми признаками красоты. В то время, когда царь ушёл, чтобы посетить Пхангтанг, мальчик был унесён Нанамзой, воспитан как сын последнего и стал известен под именем Трисонг Децен".


В книге "Драгоценное ожерелье из лазурита" Джамгон Конгтрул Первый указывает дату рождения Трисонг Децена как восьмой день третьего месяца года Вода-Лошадь. В других источниках этот же год указан как дата вступления Трисонг Децена на престол после смерти его отца. Намкай Норбу Ринпоче в своей книге "Друнг, Дэу и Бон" указывает, что годом его рождения был год Воды-Коня. При этом есть ссылка, что дата установлена по документам из Дуньхуана, а это 742 год.


Йеше Цогьял в своём жизнеописании Падмасамбхавы "Санглингма" сообщает о рождении Трисонг Децена:

"Он родился как раз в тот миг, когда в небо взошло солнце, в день Победоносного созвездия, в первый месяц года Лошади".


В "Краткой биографии Падмасамбхавы", написанной Джамгоном Конгтрулом Первым, можно прочитать:

"Гуру Ринпоче пребывал в Тибете 55 лет и 6 месяцев: из них сорок восемь лет при жизни царя и 7 лет и 6 месяцев после его кончины. Он прибыл в Тибет, когда царю был 21 год. Царь скончался в возрасте шестидесяти девяти лет".


Отсюда ясно, что дата рождения царя Трисонг Децена является ключевой в установлении других дат, связанных с деятельностью Гуру Ринпоче и его учеников.

Попробуем сопоставить упомянутые даты, включив в расчёт также время строительства первого монастырского комплекса Самье.

В "Краткой биографии Падмасамбхавы" у Джамгона Конгтрула есть слова, что когда Трисонг Децену "было 20 лет, он зародил горячее желание распространить священные учения Дхармы… Спустя год был заложен огромный храм (Самье), но духи Тибета чинили препятствия и мешали строительству".

У Будона Ринчендуба по поводу строительства Самье сказано:

"В год Женщины-Огня-Зайца был заложен фундамент, и, прежде всего, был построен храм Авалокиты (Аволокитешвары) и были изваяны изображения, для которых моделями служили люди Тибета".

В тэрма "Санглингма" о закладке Самье сказано:

"Царь Трисонг Децен заложил камень в основание храма в год Тигра, когда ему сравнялся 21 год".


ИсточникДата рождения
Трисонг Децена
Начало строительства Самье
Будон РинчендубМужской год Земля-Лошадь  —> 778г (?)Женский год Огонь-Заяц  —>787г (?)
Джамгон Конгтрул Первый Мужской год Вода-Лошадь  —> 742г
Согласно "Драгоценному ожерелью из лазурита"
В издании "Краткой биографии Падмасамбхавы" в скобках имеется ссылка, что Падмасамбхава пришёл в Тибет в 810 году, когда царю был 21 год.
Йеше ЦогьялГод ЛошадиГод Тигра. Царю сравнялся 21 год.
Намкай Норбу,
документы из Дуньхуана
Мужской год Вода-Лошадь  —> 742г 

Если мы принимаем, что фундамент Самье был заложен в 810 году, и учитываем, что в Тибете было принято считать, что только родившемуся ребёнку уже один год, то датой рождения Трисонг Децена следовало бы считать 790 год.

С другой стороны 790 год – это год Металл-Лошадь, и это входит в противоречие с упоминанием Джамгона Конгтрула в "Драгоценном ожерелье из лазурита", что царь был рождён в мужской год Воды-Лошади.

Опираясь на дату мужской год Вода-Лошадь, то есть на 742 год, событие закладки фундамента Самье происходило в 762 году, в мужском году Вода-Тигр. На год Тигра ссылается Йеше Цогьял. Если же принять ссылку Будон Ринчендуба, что это произошло в год Зайца, то событие закладки фундамента Самье должно было произойти в 763 году, в женском году Вода-Заяц.

Тогда на что указывает 810 год? Это был год смерти Трисонг Децена (742-810г), так как царь умер в возрасте 69 лет. 810 год – это мужской год Металл-Тигра. В год Тигра принял царствование сын царя Трисонг Децена, Муне Ценпо.


Объяснение того, как перевести год по западному летосчислению в год по тибетскому календарю, можно найти на странице "О вычислении тибетского года".



На главную страницу   |    На дополнительную страницу