Архаты. Ученики Будды Шакьямуни

Архат (санскр. arhat, пали arahant, тиб. dgra bcom, букв. "достойный") – буддийский термин, обозначающий практикующего, достигшего высшей ступени в Колеснице Индивидуального Освобождения (одно из названий Хинаяны), то есть это достигший личного Освобождения. В общине Будды монахи приходили к достижению архатства (к уровню архата), много слушая и обдумывая закон, а затем применяя его в жизни и в медитации. Такие ученики до достижения уровня архата назывались шраваками (санскр. śrāvaka, пали sāvaka), то есть теми, кто слушает (производное от санскр. śrāva – выслушивание, слушание).

Архаты достойны всеобщего почитания, они достойны поклонения и пожертвований, и они являются высшим полем для накопления заслуг. Архаты могут более не перевоплощаться в Сансаре. Но они также могут остаться в ней, чтобы идти по пути бодхисаттвы ради счастья многих существ.

На пути к достижению личного Освобождения выделяют четыре ступени:

  1. Вошедший в Поток [Истины] (пали sotāpanna, санскр. srotaāpanna, тиб. rgyun zhugs) – это тот, кто освободился от Трёх Уз, первых трех из Десяти Уз. Вошедший в Поток Истины имеет твёрдую решимость никогда более не создавать причин для страданий, и он живёт стремлением к Пробуждению.
  2. Возвращающийся Один Раз (пали sakadāgāmī, sakadāgāmin, санскр. sakṛdāgāmin, тиб. phyir 'ong) – это тот, кто освободился от первых трех из Десяти Уз, а также ослабил привязанность, ненависть и заблуждение. Возвращающийся Один Раз, вернувшись в следующей жизни лишь один раз в этот мир, встанет на путь духовной практики и достигнет уровня невозвращения в Мир Страстей или уровня Архата.
  3. Невозвращающийся (пали anāgāmī, пали и санскр. anāgāmin, тиб. phyir mi 'ong) – это тот, кто полностью освободился от первых Пяти Уз. В следующей жизни он переродится в одном из миров, превосходящих Мир Страстей, там, где он будет полностью свободен, чтобы никогда более не возвращаться в Мир Страстей, и где сможет совершенствоваться на Пути к Окончательному Освобождению.
  4. Архат – это тот, кто освободился от Десяти Уз. Он пресёк утечки (пали āsava, санскр. āsrāva), разрушив Десять Уз, он освободился от становления, остановил поток перевоплощений, достижение Нирваны стало для него возможным.

Если подробнее рассматривать эти четыре ступени, то людей, следующих буддийской практике, можно разделить на идущих к достижению данной ступени и на обретших её плод.


Когда в этом мире появляется Будда, то резко возрастает число людей, достигающих архатства. Потому что Татхагата – это Спаситель, он живёт не для себя, а для других. О Будде говорят, что он – Бхагаван (Наивысший из Почитаемых, Самый Почитаемый), Познавший все Миры, Учитель богов и людей, Непревзойдённый, Архат.

Конечно, достижение зависит не только от Учителя. Если ученик не прикладывает усилия к достижению, то ему не суждено достичь Пробуждения.

Во времена Будды огромное количество мирян и монахов обрели веру в его Учение. Известно, что, как минимум, две с половиной тысячи учеников Будды Шакьямуни пришли к достижению архатства.

Когда Будда ушёл в Маханирвану, главными хранителями Учения Татхагаты были архаты. А среди архатов были те, кто продолжил идти по пути бодхисаттвы.

О первом буддийском соборе, состоявшемся после Маха-Паринирваны Будды читайте на странице "Архаты. Времена без Будды".


В буддийской иконографии из учеников Будды чаще всего изображают пять архатов: Шарипутру, Маудгальяяну, Кашьяпу, Ананду и Упали, а также шестнадцать архатов-старейшин – учеников Будды Шакьямуни, являющихся хранителями Учения Татхагаты. Все архаты носят монашеские одежды.



Будда в окружении архатов


На главную страницу   |   На дополнительную страницу