Будда Ваджрадхара
Цвет тела Ваджрадхары тёмно-синий. Он сидит в медитативной позе на лунном и солнечном дисках, расположенных друг над другом на распустившемся лотосе. Он убран в украшения, на голове корона. Руки скрещены у груди, в правой руке он держит ваджру, символ пустотности (тиб. stong pa nyid, санскр. śūnyatā шуньята), в левой руке ваджра-колокольчик, символизирующий мудрость (тиб. shes rab, санскр. prajñā праджня). Колокольчик и ваджра в перекрещенных руках Ваджрадхары символизируют союз блаженства и пустоты. Ваджрадхару изображают как в одиночной форме, так и в союзе Яб-Юм со своей супругой. В переводе Ваджрадхара означает "Держатель ваджры", "Обладатель ваджры". Буквально слово "ваджра" (тиб. rdo rje) переводится и как "алмаз", и как "удар молнии", "гром", но в тантрическом контексте ваджра это нерушимое состояние, состояние изначальной природы нашего ума.
Согласно "Бардо Тодрол" на шестой день бардо "сорок два существа, достигших совершенства, возникнув из самого твоего сердца, появятся перед тобой". В их числе явятся Самантабхадра и Самантабхадри. Этот фрагмент тханки отражает момент, когда Самантабхадра Яб-Юм проявляется на уровне Самбхогакаи. И здесь мы видим, что не существует принципиальных отличий в том, как понимают Самантабхадру в школе Ньингма (тиб. rnying ma / Старая Школа) и Ваджрадхару в Сарме (т.е. в Новых Школах). Самантабхадра проявляется как Ваджрадхара. Уровнь Самбхогакаи символизируют прекрасные одежды и украшения на нём и на его супруге.
Примечание: * Чтобы получить представление, что есть потенциал всевозможных проявлений, воспользуемся аналогией на примере зеркала. Зеркало обладает потенциалом отражать находящиеся перед ним объекты. Условием для отражения является наличие предмета перед зеркалом, также как и свет. То, что все предметы могут отражаться в зеркале, говорит о совершенной способности зеркала отражать. В бардо Самбхогакаю проявляет тенденция к существованию.
На главную страницу | На дополнительную страницу |