Ямараджа
В традиции Сутры Ямараджа известен как правитель Небес Ямы. Согласно буддийской космологии Яма пребывает на Небесах Ямы (санскр. yamaloka, тиб. gshin rje'i 'jig rten, букв. "Мир Ямы"). Среди шести Небес богов Мира Страстей его мир находится выше Небес Четырёх Сильных Правителей и Небес Тридцати Трёх Богов, но ниже других трёх Небес. Бог Яма судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. По этой причине в Тибете его называют "Царь мёртвых". В течение жизни существа поступками тела, речи и ума накапливают карму (санскр. karma, пали kamma; тиб. kar ma, phrin las, 'phrin las; букв. действие, поступок, карма). По характеру совершённых поступков выделяют три вида кармы: хорошую карму, плохую и нейтральную. Особенностью кармы является то, что она имеет свойство сохраняться до момента проявления в виде соответствующего явления. Это подобно генетической карте, но карта нашей кармы записана частицами света, санскарами (санскр. saṃskāra, тиб. 'du byed сформированный опыт, кармические отпечатки). Плохая карма это информация о дурных поступках, хорошая карма информация о хороших поступках. События, в которые мы вовлечены в течение жизни, являются проявлениями нашей же кармы. Так к нам возвращается то, что мы совершили в прошлом. В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки причина для перерождения в счастливых мирах. Нейтральная карма не принесёт в будущем ни хорошего, ни плохого плода. Для благого воздаяния после смерти, необходимо совершать благие поступки при жизни. Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада, к этим мирам относится и наш Мир Людей. Один из эпитетов Ямы Дхармараджа (санскр. Dharmarāja, тиб. chos rgyal, chos kyi rgyal po "Царь Дхармы", "Царь Учения"; тиб. gshin rje chos rgyal, gshin rje chos kyi rgyal po Яма Дхармараджа).
В иконографии Яму представляют в следующих формах:
Как судья в бардо бытия, Яма Дхармараджа изображается также на тханках "Бхавачакра", где он обхватывает Колесо Бытия. Как мудреца Ада, его изображают на Колесе Бытия в области адов. Как судья, он также символически изображается среди существ ада.
На главную страницу | На дополнительную страницу |