Ямантака
В коренной Бхайрава-тантре Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Яму. Поскольку Манджушри это бодхисаттва мудрости, мы можем понимать аллегорию с убийством Ямы, как победу мудрости над смертью, как достижение Освобождения, разрывающего цепь перевоплощений. Ямантакайога-тантра (Бхайрава-тантра) относится к классу недвойственных ануттарайога-тантр, что означает, что она объединяет аспекты отцовских и материнских тантр. Ямантаку изображают как в одиночной форме, так и в форме яб-юм, со своей шакти духовной супругой Ваджраветали. В традиции Тантры женское это аспект мудрости, а мужское аспект метода. Символически это передаётся изображением божества и его супруги. Однако Ямантака в любой своей форме представляет собой единство мужского и женского аспектов.
Правые его руки держат дигуг, кинжал, топор, морскую раковину, стремя, палицу, ваджру, жезл, меч, дамару и другие атрибуты, а левые руки череп, голову, щит, ногу, аркан, лук, колокол, руку, саван и другие символические атрибуты. Под его ногами справа человек, бык, слон (иногда вместо слона изображают яка), осёл, верблюд, собака, овца и лиса (прим: это набор жертвенных животных в религии бон, за исключением верблюда и лисы). Под ногами слева коршун, сова, ворон, попугай, павлин, нырок и лебедь. По иконографическому канону внизу тханки изображается кладбище. Над восемью из девяти голов Ваджрабхайравы изображается голова Манджушри, чьим проявлением считается Ямантака. Аспекты образа Ямантаки подробно разъясняются в толковании Чже Цонкапы: девять голов Ямантаки соответствуют девяти разделам буддийского канона, его тридцать четыре руки вместе с его телом, речью и умом соответствуют тридцати семи аспектам пути к Пробуждению, два рога символизируют две истины: относительную и абсолютную, шестнадцать ног шестнадцать аспектов концепции пустоты (санскр. śūnya шунья, пустота).
На главную страницу | На дополнительную страницу |