Дхьяни-будды.
От пяти скандх к пяти мудростям

Ади-Будда (санскр. Ādibuddha, тиб. thog ma'i sangs rgyas), или Изначальный Будда, – это олицетворение высшей мудрости нашего изначального состояния. Эта мудрость есть свобода от любых захваченностей (санскр. и пали upādāna, букв. захваченность, привязанность). В отличии от обычных существ будды полностью свободны от любых захваченностей. Пять накоплений захваченности, или скандхи, изначально нам не принадлежали. Они были обретены нами, поскольку наша истинная сущность, которая есть природа будды, из-за Неведения захватилась иллюзорными проявлениями. Эти проявления в йоге называют тремя гунами, а в буддизме их рассматривают в аспекте трёх корневых ядов: Жадности, Ненависти и Невежества. На протяжении неисчислимых кальп мы искали что-то, что могло бы удовлетворить нас. Мы погружались в разнообразные переживания и отождествляли себя с теми состояниями, которые временно приносили нам радость. Так у нас формировался опыт, кармический опыт. На основе опыта мы могли судить о вещах и обретали новые представления. У нас появились чувства, посредством которых мы получали опыт соприкосновения с внешним миром. В Мире Форм появилась телесная форма существ. И так постепенно мы пришли к нашему нынешнему существованию.

Пять дхьяни-будд (санскр. dhyānibuddha), или Пять Будд Медитации, олицетворяют свободу от захваченности пятью накоплениями. Их также называют Пятью Татхагатами.

Пять дхьяни-будд по порядку продвижения в духовной практике:

  1. Будда Акшобхья
  2. Будда Ратнасамбхава
  3. Будда Амитабха
  4. Будда Амогхасиддхи
  5. Будда Вайрочана

Среди буддийских учений особенностью тантры является принцип, относящий составляющие личности (скандхи, фундаментальные элементы, чувства и их объекты) к божественным проявлениям энергии изначального состояния. Из "Вайро Драбаг" (тиб. bai ro 'dra 'bag):


Пять совокупностей – это пять татхагат,
А пять элементов-первоначал – их супруги,
Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы.


Если мы свободны от пяти совокупностей (т.е. от пяти скандх, тиб. phung po lnga), это означает, что в нас реализованы пять мудростей татхагат. Символом этих пяти мудростей и являются дхьяни-будды.

Соотношение между скандхами и дхьяни-буддами

Дхьяни-будды Накопления (скандхи)Скандхи на санскрите
Акшобхьяформаrūpa
Ратнасамбхаваощущенияvedanā
Амитабхапредставленияsaṃjñā
Амогхасиддхисформированный опытsaṃskāra
Вайрочанаразличение, сознаниеvijñāna

Слово "скандха" (санскр. skandha, пали khandha, тиб. phung po) переводится как накопление, совокупность. Скандхи – это всё, что нас составляет. Изначально скандхи проявляются как свет, но, как результат работы различающего сознания, свет обретает цвет, дискретность, форму, и так проявляются скандхи. Выделяют пять видов скандх:

  • Форма (рупа) /телесная оболочка, внешность, тело/;
  • Ощущения (ведана) /чувства; ощущения делятся на приятные, неприятные, нейтральные/;
  • Представления (санджня) /понятия, образы; то, что обычно называют различением, является совокупностью работы сознания, сформированного опыта и образов; к представлениям относятся сновидения, интуитивное виденье, всё, что связано с любыми образами/;
  • Сформированный опыт (санскара) /склонности сознания, направляющие наши действия; это накопленный кармический опыт наших поступков тела, речи и ума; то, что запечатлено на глубоком причинном уровне, как информация о совершённых в прошлом действиях/;
  • Различение (виджняна) /работа сознания, движения души; например, если сон со сновидениями более относится к представлениям, то сон без сновидений – к различению/.

Из пяти скандх самыми глубокими и первичными являются различение и сформированный опыт, далее возникают представления, затем ощущения и форма. А в духовной практике мы обычно продвигаемся от Акшобхьи (форма) к Вайрочане (сознание), т.е. освобождаемся сначала от более грубых накоплений, а затем от более тонких.


Пять великих элементов (санскр. mahābhūti, тиб. 'byung ba che, 'byung ba chen po) символически представлены супругами (тиб. yum, букв. супруга, шакти) пяти дхьяни-будд. Пять победоносных супруг (тиб. rgyal ba yum lnga) – это:

  1. Лочана (санскр. Locana, тиб. spyan ma – Лочана / sangs rgyas spyan ma – Будда-Лочана, букв. "Глаз Будды");
  2. Мамаки (санскр. Māmakī, тиб. ma ma ki, производное от санскр. māmaka, букв. мой; эгоистичный);
  3. Пандаравасини (санскр. Pāṇḍaravāsinī, тиб. gos dkar mo, "В белом одеянии", "Богиня в белом одеянии");
  4. Самайя-Тара (санскр. Samayatāra, тиб. dam tshig sgrol ma, "Спасительница, давшая святой обет");
  5. Дхатвишвари (санскр. Dhātvīśvarī, тиб. dbyings phyug ma / dbyings kyi dbang phyug ma, букв. "Владычица Пространства" / также именуется Акаша-Дхатвишвари).

Соотношение между юм и элементами

Супруги дхьяни-буддСоответствующий буддаЭлемент
Будда-ЛочанаАкшобхьяЗемля
МамакиРатнасамбхаваВода
ПандаравасиниАмитабхаОгонь
Самайя-ТараАмогхасиддхиВоздух
ДхатвишвариВайрочанаПространство

Имеются тантрические тексты, указывающие на такое соотношение между юм и элементами. Здесь интересно отметить, что в "Бардо Тодрол" говорится следующее: семейство Будды Акшобхьи появляется в день, когда в потоке сознания умершего "воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода", а семейство Будды Ратнасамбхавы – когда "появится жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля".

Первоэлементы, или Фундаментальные Элементы – Земля, Вода, Огонь, Воздух (или Ветер) и Пространство – это то, из чего построена живая и неживая вселенная. Их делят на тонкие и грубые, внешние и внутренние. И, конечно, они тесно связаны с пятью скандхами. Союз дхьяни-будд и их супруг олицетворяет этот принцип.

Что такое Пять Элементов (тиб. yul gyi khams lnga) на материальном уровне? В человеком теле, например, Земля – это кости и мышцы; Вода – кровь, лимфа, все текучие составляющие; Огонь – это тепло нашего тела; Воздух – дыхание; Пространство – различные полости тела.

Соотношение между скандхами и мудростями

Дхьяни-буддыПять скандхИзначальные мудрости
АкшобхьяФормаМудрость, Подобная Зеркалу
РатнасамбхаваОщущенияМудрость Равностности
АмитабхаПредставленияМудрость Различения
АмогхасиддхиСформированный опытМудрость, Совершающая Деяния
(Мудрость, Достигающая Всего)
ВайрочанаСознаниеМудрость, Постигающая Пустоту
(Мудрость Дхармадхату)

Первые четыре мудрости связаны с измерением Самбхогакая, а Мудрость Дхармадхату имеет непосредственное отношение к Дхармакае. Мудрость Дхармадхату – это наше изначальное состояние постигающей пустоты. Пустота – это вовсе не пустое место. Все мудрости представляют собой естественное состояние ума, свободное от захваченностей. Тулку Ургьен Ринпоче говорил:


"Мудрость (йеше) означает изначальное знание. Это изначальная пробуждённость, независящая от объекта. Мы осваиваемся с изначальным знанием, узнавая свою сущность как изначальную чистоту.

Мудрость изначально свободна от отвлечения. Аспект неотвлечения – это пробуждённость, которая не заблуждается. Если вы пребываете в заблуждении, пробуждённость уходит".

Из книги "Ваджрная речь"


Неотвлечение от истинной сущности и незахваченность – это очень близкие понятия. Если сознание захватывается, то есть цепляется за объекты и устремляется к порождению нового опыта, то это является заблуждением и отвлечением.


Есть ли в этой жизни что-либо, что было бы постоянно? Всё непостоянно. Со смертью Пять Элементов нашего тела распадаются, а поток нашего сознания устремляется к новому воплощению. Но существа, достигшие Пробуждения, превосходят круговорот жизни и смерти.

О разрушении Пяти Элементов при переходе из жизни в смерть читайте на странице "Когда приходит смерть".


Восемь Бодхисаттв и Восемь Богинь. Символы чувственного восприятия


На главную страницу   |   На дополнительную страницу