В 268 году до нашей эры в древнеиндийском государстве Магадха на царский престол взошёл могущественный правитель династии Маурьев (санскр. maurya) Ашока (санскр. Aśoka, тиб. mya ngan med, букв. "Свободный от скорби", "Свободный от печали" / время правления 268-232 гг. до н.э.). Ашока был внуком правителя Чандрагупты, первого царя династии Маурьев, и одним из сыновей царя Биндусары. В молодости Ашока вовсе не отличался мягкостью нрава. Согласно легенде, Ашока убил всех своих многочисленных братьев ради власти над страной. За жестокий характер он даже получил в народе прозвище Чанда-Ашока (санскр. Caṇḍāśoka, букв. "Жестокий Ашока"). На восьмом году своего правления он одержал победу над государством Калинга (санскр. kaliṅga древняя страна, располагавшаяся на территории современного индийского штата Орисса), получив дополнительные политические и торговые преимущества. |
Казалось, и впредь великому правителю суждено вести войны и жёсткими мерами укреплять свою власть. Однако неожиданно для всех случилась метаморфоза: жестокий Ашока вдруг раскаялся. Один указ царя Ашоки, выдолбленный в камне и оставленный для будущих поколений, гласит:
"...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль 'Угодного богам'" (санскр. devānāmpriya любимый богами, любимец богов, угодный богам эпитет Ашоки).
Ашока раскаивался в содеянном. Он, беспощадный когда-то правитель, в другом эдикте наставлял:
"И если кто-то причинит вред, 'Угодный богам' считает, что надо пощадить, насколько простить возможно".
Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма и стал следовать буддийским заповедям.
Согласно буддийскому преданию, однажды царь Ашока встретился с Гуру Падмасамбхавой, и жестокое сердце царя изменилось. Он раскаялся в убийствах и дал обет, что никогда больше не притронется к мечу с дурными помыслами.
Эта история приводится из книги "Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы", составленной по материалам лекций Кэнчена Палдэн Шераба Ринпоче и Кэнпо Цеванга Донгьяла Ринпоче.
"Деяния Гуру Шакья Сэнге (тиб. sha kya seng ge, букв. "Лев из рода Шакьев" одно из восьми проявлений Гуру Ринпоче) оказали глубокое влияние на царя Ашоку, самого знаменитого и могущественного правителя во всей индийской истории. Вот как Будда Шакьямуни предсказал приход Ашоки.
Однажды Будда отправился в город просить пищу. Его путь проходил по берегу, где играли дети. Они строили из песка замки, где были и царский дворец, и сокровищница. Дети даже распределили между собой роли царя, царицы и сановников.
Когда Будда с учениками приблизился к ним, маленький мальчик, который изображал царя, увидел, что они пришли, и очень обрадовался. Он набрал горсть песка и гальки, которые изображали царские сокровища, и подбежал к Будде. Увидев, что мальчик хочет наполнить чашу Будды песком, Ананда собрался его прогнать, но Будда сказал:
Позволь мне принять это подношение. Это особый знак.
Будда опустил свою чашу, но мальчик не мог дотянуться. Тогда он подозвал одного из своих сановников, попросил его встать на четвереньки, а затем встал ему на спину, чтобы положить подношение в чашу Будды.
Увидев это, Ананда и другие ученики очень удивились и спросили:
Кто этот мальчик?
Это не простой мальчик, ответил Будда. Благодаря своему намерению и связи, что возникла между нами сегодня, он через двести пятьдесят лет после моей Махапаринирваны станет великим царём. Он поможет распространять моё Учение и поддержит сангху (монашескую общину). Он воздвигнет по всему миру столько статуй Будды, сколько песчинок у него на ладонях. Это совершенно особый ребёнок, и его друзья, которые помогали ему сегодня, и впредь будут поддерживать его деяния.
Затем Будда произнёс особую молитву-посвящение и продолжил свой путь по направлению к городу. Таким было его пророчество о царе Ашоке.
Как и было предсказано, Ашока появился через двести пятьдесят лет после Махапаринирваны Будды. Он был сыном очень знаменитого правителя, но не считался царевичем, поскольку родился не во дворце. За пределами дворца у царя была другая женщина, и Ашока был её сыном. Об этом знали все. Большинство сводных братьев Ашоки жили во дворце. Когда царь умер, все братья стали бороться за его трон. Кажется, единственное, в чём они сходились, это то, что царём не должен быть Ашока. Но Ашока хотел быть царём, и, так или иначе, ему пришлось защищаться от гнева и ревности своих сводных братьев. Однажды это вылилось в ужасную битву, в которой участвовали многие сыновья, но в итоге победителем вышел Ашока. Чтобы стать царём, он перебил всех остальных. Вскоре он перенёс дворец с первоначального его места в Паталипутру (санскр. Pāṭaliputra столица Магадхи). Сегодня это место называется Патна. Перенеся столицу в Паталипутру, Ашока, очень решительный и могущественный воитель, начал завоевывать другие царства и стал правителем почти всей центральной Индии.
Ашока годами вёл войны и убил множество людей. Он был очень жестоким и неистовым царём. В некоторых источниках говорится, что он даже не садился за еду, пока кого-нибудь не убивал. В те времена существовала секта, покланявшаяся гневной богине. Ашока был последователем этой секты, и его учитель сказал ему: если казнишь десять тысяч сто человек и поднесёшь богине, твоё могущество возрастёт. Но убийство должно было быть ритуальным, и обычные войны для этого не годились. Тогда Ашока построил храм в самом центре Паталипутры. В нём было четыре двери, по одной в каждом из четырёх направлений. Всякого, кто имел несчастье туда войти, должны были казнить, таков был приказ царя.
Как предсказал Будда Шакьямуни, у Ашоки была хорошая, прочная основа для Дхармы, но его великие устремления временно оказались омрачены. Дабы устранить эти препятствия, Гуру Ринпоче принял облик простого монаха и вошёл в храм жертвоприношений. Палач велел ему подойти и выхватил меч.
Монах спросил:
Почему ты хочешь меня убить?
Так приказал царь, ответил палач. Это часть особого ритуала.
Тогда монах сказал:
Позволь мне пожить здесь неделю, а потом можешь меня убить.
Палач согласился, и монах тотчас же стал рассказывать ему о шести мирах, подробно описывая каждый. В заключение монах сказал:
Убей ты меня сразу, тебе никогда не довелось бы услышать эти глубокие учения.
На некоторое время монах погрузился в медитацию, а потом дал более подробные учения об адских мирах. Он поведал о карме, которая является следствием убийства и причинения вреда живым существам, и сказал, что эти действия приводят к рождению в различных адских мирах. Он объяснил, как те или иные дурные мысли и поступки соотносятся с конкретными видами страданий.
Тогда палач подумал: "До сих пор я знал только один способ убийства, но этот монах рассказал мне о многих других. Когда неделя истечёт, я сварю его в большом котле, а потом зажарю!"
К концу недели палач приготовил все так, чтобы исполнить своё намерение. Он бросил монаха живьём в огромный котёл кипящего супа. Потом вытащил и стал поджаривать. И вдруг посреди пламени он увидел Гуру Шакья Сэнге: тот сидел на лотосе скрестив ноги. Поражённый этим необычным зрелищем, палач поставил в известность царя. Ашока пришёл, чтобы увидеть это своими глазами.
Когда царь вошёл в храм, палач внезапно вспомнил об его указе убивать всякого, кто войдёт в дверь. Поэтому он выхватил меч. Царь, который никогда не ходил без меча, выхватил свой и спросил:
Почему ты пытаешься меня убить?
Таков твой указ, ответил палач.
Не помню, чтобы я давал тебе указ убить меня!
Ты приказал мне убить первые десять тысяч человек, которые войдут в храм, напомнил палач. Я ещё не выполнил эту задачу, поэтому я должен тебя убить.
Тогда Ашока сказал:
Если уж на то дело пошло, то ты пришёл сюда первым. Пожалуй, я сам тебя убью.
В этот миг монах без всякого усилия поднялся в воздух. Исполнив четыре действия: сидение, стояние, лежание и хождение в пространстве, он начал давать учения. Пока монах исполнял в небе эти чудесные деяния, царь с палачом продолжали спорить.
Вскоре Гуру Шакья Сэнге стал рассказывать им о том, как плоха карма тех, кто отнимает жизнь у других существ.
В отличие от благого пути Дхармы, эти поступки ужасны, сказал он. Прекратите творить жестокость. Если царь не желает покориться ритуалу и отдать собственную жизнь, как он может отнимать жизнь у других? Я рассказал вам, какое это зло убийство, поэтому вы больше не должны отнимать чужую жизнь. Пользуясь властью и употребляя её своекорыстно, вы обрекаете себя на гораздо более тяжкие страдания, чем те, которые терпят ваши жертвы, предостерёг монах.
Услышав это, царь и палач бросили мечи и стали благоговейно внимать Гуру, который продолжал давать учения. Ашока собственноручно разрушил храм жертвоприношений и принял прибежище в Трёх Драгоценностях.
В исторических хрониках повествуется, что после этого события Ашока дал обет никогда не брать в руки меч под влиянием жестоких или дурных мыслей. Говорят, что он стал самым благородным и миролюбивым царём всех времён. Даже без войн доброта и сострадательное отношение Ашоки обеспечили рост и процветание его владений. В итоге его царство распространилось на большую часть Южной Азии. Оно протянулось от Афганистана на западе до Бирмы и Камбоджи на востоке и до Шри-Ланки на юге.
Ашока посетил места паломничества Будды и во всех этих местах воздвиг множество каменных колонн, стел с надписями, монументов в форме пирамиды и миллион ступ, содержащих реликвии Будды. В Непале, неподалёку от Катманду, есть четыре или пять ступ, построенных Ашокой, есть и много других на всей территории Индии.
Раньше царя звали Ашока Жестокий, но с тех пор, как он стал последователем Дхармы, его стали звать Дхарма-Ашока (санскр. Dharmāśoka). Он один из величайших примеров религиозного правителя в истории мира. Приняв облик простого монаха, Гуру Падмасамбхава привёл Ашоку к Дхарме".
Приняв буддизм, царь Ашока запретил жертвоприношения, связанные с убийством животных, и забой некоторых видов скота на пищу. Для наблюдения за выполнением подданными норм Дхармы назначались специальные чиновники, дхармамахаматры (санскр. dharmamahāmātra), в обязанности которых входило поощрение добрых отношений между людьми и борьба с произволом должностных лиц. Покровительствуя буддизму, Ашока вместе с тем проводил политику религиозной терпимости. Ашока дарил пещеры адживикам, посылал своих представителей в общины джайнов и к брахманам. Таким образом он стремился к гармонии между религиями.
Ашока установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке. Он поддерживал дружественные отношения с соседними правителями, посылал посольства к Антиоху II Теосу в Сирию, к Птолемею II Филадельфу в Египет, к другим властителям на Западе.
Ашока поощрял строительство ирригационных систем и развитие медицины, сооружал дороги и караван-сараи, смягчил суровую систему правосудия, оставшуюся от прежних правителей. Ашока также приложил усилия для распространения образования на своей земле. Наланда самый известный буддийский университет того времени был центром образования в Магадхе. Этот университет был основан царем Ашокой.
В период правления Ашоки в Паталипутре состоялся Третий буддийский собор.
Во время правления Ашоки благодаря политике миссионерства произошло обращение в буддизм жителей острова Ланки (Шри-Ланка, Цейлон). Как гласит традиция, это осуществил младший сын Ашоки Махендра (санскр. Mahendra), который принял монашество. Принеся Учение Будды на Шри-Ланку, Махендра также привёз туда молодой саженец дерева Бодхи, отросток от того дерева, под которым Будда обрёл совершенное Пробуждение. Теперь это самое древнее историческое дерево мира. Другие сыновья Ашоки, Кунала и Тивала, также занимались распространением Учения Будды.
Не много известно о последних десяти годах жизни Ашоки и об обстоятельствах его смерти. В одном источнике говорится: «Император чувствовал отвращение к жизни и поэтому он совершил паломничество как буддийский монах со своим наставником, чтобы успокоить свой ум. В конце он пришёл в Таксилу и остался там. Ашока, Любимец богов и людей, оставил землю в возрасте семидесяти двух лет».
На главную страницу | На дополнительную страницу | Шрифт VU Times