Учитель Наропа

Учитель Наропа (1016-1100г) – индийский махасиддха, ученик Тилопы, гуру Марпы. В школе эзотерического буддизма Кагью существуют две главных традиции, именуемых "близкая линия" (тиб. nye brgyud) и "дальняя линия" (тиб. ring brgyud). Близкая Линия – линия Учения, полученная Марпой в Индии от своего гуру Наропы. Дальняя Линия – это линия Махамудры, с благословения Наропы полученная Марпой от Учителя Майтрипы. Поэтому Наропа считается индийским учителем-основателем школы Кагью (тиб. bka' brgyud). Традиция тайных устных передач эзотерических учений в Кагьюпа по Близкой Линии восходит к Учителю Тилопе. Эта линия устных передач через Учителя Наропу была передана Марпе. Среди переданных учений особое место занимают шесть эзотерических практик, ведущих к Освобождению. Они стали известны как Шесть Йог Наропы.

  Наропа

Ниже сведения о Наропе приводятся по тексту "Золотая гирлянда Кагью от Господина Прибежища Ваджрадхары до Джецуна Гампопы".

"Наропа (тиб. na ro pa, nA ro pa) родился во второй половине X века, возможно, в Бенгалии, но другие источники утверждают, что в Кашмире. Сын королевской супружеской пары, Кальянавармана и Шримати, он проявлял склонность к религии еще в детстве, но возмужавшего Наропу родители уговорили жениться. Его женитьба закончилась разводом после восьми лет совместной жизни. Некоторые говорят, что его жена, Вимала, была на самом деле Нигума (тиб. ni gu ma), великая йогини; другие же говорят, что Нигума была сестрой Наропы.

Покинув мирскую жизнь, Наропа получил посвящение от настоятеля Буддхасараны и затем предпринял путешествие в Наланду, огромный монастырский университет в Бихаре, где изучал читтаматру и философию мадхьямики. Со временем он достиг положения видного учёного в Наланде, став в конечном итоге одним из четырёх "стражников" четырёх ворот этого заведения. В то время он был известен как Абхаякирти (санскр. Abhayakīrti, букв. "Слава Бесстрашия").

И в этот момент посредством благословения дакини Наропе было внушено желание оставить монастырь. Однажды, когда он читал книгу, перед ним упала тень, и, подняв взгляд, Наропа увидел перед собой мерзкую старуху. Когда ведьма спросила, что он читает, он ответил, что читает сутру и тантру. Тогда старуха спросила, понимает ли он истинное значение текста, и Наропа ответил: "Я понимаю слова и значение". Этот ответ привёл ведьму в бешенство, и вне себя от раздражения она обвинила его во лжи. Наропа, вынужденный признать справедливость этого обвинения, в тот же момент осознал, что эта женщина – дакини. Тогда Наропа спросил её, кто же знает истинное значение, и та ответила, что это знает Тилопа, и что он должен стать гуру Наропы. Наропа понял, что у него нет другого выхода, кроме как оставить Наланду и искать Тилопу. Его неожиданное решение не встретило одобрения коллег и учеников, но, хоть и неохотно, они позволили ему уйти.

После долгих и утомительных поисков, будучи на грани полного разочарования, Наропа, наконец, нашёл Тилопу, который был одет, как йогин, и вступил в период своего ученичества, известный как "двенадцать великих испытаний" (тиб. dka' chen bcu gnyis). В течение двенадцатилетнего периода он прошёл через такие пытки, как горение в огне и вонзание под ногти заточенных тростниковых палочек. Всё это он испытал ради того, чтобы получить серию из двенадцати наставлений линии нашептывания от своего гуру:

  1. Обычная исполняющая желания драгоценность;
  2. Настраивание;
  3. Исполняющая желания драгоценность самайи;
  4. Туммо (тиб. gtum mo – туммо, мистический жар / входит в Шесть Йог Наропы);
  5. Иллюзорное тело (тиб. sgyu lus / входит в Шесть Йог Наропы);
  6. Сновидение (тиб. rmi lam / входит в Шесть Йог Наропы);
  7. Ясный Свет (тиб. 'od gsal / входит в Шесть Йог Наропы);
  8. Перенос сознания (тиб. 'pho ba / входит в Шесть Йог Наропы);
  9. Проникновение;
  10. Блаженство;
  11. Махамудра;
  12. Промежуточное состояние (тиб. bar do / входит в Шесть Йог Наропы).

В заключение своего обучения Наропа получил от Тилопы разрешение учить. Тогда же Тилопа предсказал, что главным учеником Наропы будет тибетец Марпа, сказав:


Солнцем освобожденной мудрости
В монастыре Пушпахари
Рассей мрак невежества Мати
И омой его в сиянии мудрости.

Несколько лет спустя в Пушпахари около Наланды Наропа передал держание линии Марпе, дав ему Шесть Учений Наропы (тиб. nA ro chos drug / Шесть Йог Наропы), Махамудру и Хеваджру. Остальные важные ученики Наропы – сиддхи Майтрипа, Домби, Сантипа и братья Пхамтингпа из Непала. Последние были посвящены в одиннадцать йог Ваджрайогини, полученные Наропой от самой дакини. Наропа умер около середины XI века".


Из текста Нгакпа Джампа Тхайе "Золотая гирлянда Кагью
от Господина Прибежища Ваджрадхары до Джецуна Гампопы"



На главную страницу    |   На дополнительную страницу