Учитель Тилопа

Тилопа   Учитель Тилопа (988-1069г) – индийский махасиддха, гуру Учителя Наропы. Линия учений Тилопы и Наропы стала основной линией тибетской школы Кагью.


Тилопа (тиб. te lo pa, til li pa) родился в Бенгалии в семье брахмана.

"Согласно Паво Цуклаку, когда Тилопа был еще ребенком, он имел видение дакини, сказавшей ему: "Я Ваджраварахи, твоя мать, Чакрасамвара – твой отец, а ты сам – Ваджрадхара". Лишь гораздо позже Тилопа стал способен понять значение этого видения.

Тилопа стал бхикшу (санскр. bhikṣu – монах) в монастыре Сомапури (санскр. somapurī) и принял имя Праджнябхадра (санскр. Prajñābhadra, букв. "Возвышенная мудрость"). В течение нескольких лет он был занят изучением Махаяны, пока не вступил на путь Ваджраяны посредством другой неожиданной встречи с дакини, которая помогла ему преодолеть ограниченности чрезмерно интеллектуального подхода к Дхарме.

Однажды, когда Тилопа изучал текст, появилась дакини в форме безобразной женщины с синей кожей и потребовала, чтобы он рассказал ей о предмете своих занятий. Когда он ответил, что предмет – философия Махаяны, ведьма накинулась на него со словами: "В Махаяне много слов, и препятствий много; в Ваджраяне слов мало, и трудностей немного". Как только дакини произнесла эти слова, мандала Чакрасамвары появилась в небе перед Тилопой, и сами божества мандалы дали ему посвящение. Тилопа был настолько потрясен этим событием, что оставил монастырь и в последующие годы стал странствующим йогином, путешествующим по Индии. От многочисленных учителей он получал абхишеки (санскр. abhiṣeka, пали abhiseka – посвящение, инициация), передачу текста и устные объяснения, включавшие в себе Четыре Линии Объяснений:

  1. Объяснение "Отцовской тантры", идущее через Сараху – Нагарджуну – Арьядеву – Чандракирти – Матанги к Тилопе;
  2. Объяснение Махамудры, идущее через Сараху – Луйипу – Тенги – Дарику – Дакини Шукрадхари к Тилопе;
  3. Объяснение сна и промежуточного состояния (бардо), идущее через Домби – Винапу – Лавапу – Индрабхути к Тилопе;
  4. Объяснение жара, идущее через Дакини Сумати – Танглопу – Шинглопу – Карнарипу – Джаландхари – Кришначарью к Тилопе.

После нескольких лет медитаций Тилопе было указание от Учителя Матанги (санскр. Matanga, букв. "Слон") практиковать фазу "действия" (прим: вероятно, Тилопе сказали практиковать карма-йогу. Суть этой йоги состоит в том, чтобы наблюдать карму во внешнем мире и понимать, какое действие живых существ приводит к тому или иному результату.). В течение следующих двенадцати лет он оставался в Бенгалии, зарабатывая на жизнь выжимкой кунжута (пали и санскр. tila – кунжут, кунжутное семя; пали tela – кунжутное масло). От этого занятия он и получил имя "Тилопа" (тиб. te lo pa, til li pa). В то же самое время ночью он работал как слуга проститутки. Когда прошел этот двенадцатилетний период, духовное развитие Тилопы достигло такого уровня, что компаньоны стали воспринимать его в различных формах. Один видел его как пылающую форму в центре двенадцати меньших огней, другой видел его как монаха, кто-то – как йогина, тогда как другие видели его окруженным толпой молодых женщин. Празднуя своё достижение, Тилопа пел:


Как масло – сущность кунжута,
Так и мудрость истинной природы – внутренне присуща нам.
Хотя она и есть в сердце у всех существ,
Её не достичь, если не подскажет гуру.

Слушавшая это публика была немедленно перенесена в царство дакинь. Его реализация дала ему силы для работы с другими, и Тилопа снова начал путешествовать по Индии. На западе он победил небуддийского йогина Мати в соревновании по чародейству; тогда он скакал на льве и управлял движением солнца и луны, а также показал внутреннюю часть своего тела: там был космос. На юге он столкнулся с теистическим философом, который в дебатах победил многих буддийских ученых. Неспособный противостоять силе Тилопы, обратившийся в буддизм философ начал усердно практиковать методы и, в конце концов, стал сиддхой. На востоке Тилопа покорил могучего мага, который стал его учеником и во время смерти достиг радужного тела. В Центральной Индии Тилопа обратил трактирщика Сурьяпрабху, превратив вино в нектар. На севере он положил конец серии убийств, обратив преступников, которые стали его учениками. В Шринагаре он смирил гордого музыканта, после чего тот тоже стал его учеником. Вернувшись еще раз на юг, Тилопа победил философа-материалиста, объяснив тому, что такое карма.


Тилопа  

Несколько позже дакини сообщила Тилопе, что он готов к путешествию в Страну Дакинь. Она сказала ему, что ему потребуются три вещи, чтобы обеспечить себе успех: стеклянная лестница, мост, сделанный из драгоценностей и ключ острой травы.

Тилопа без колебаний пошёл на их поиски. Вступив в самосущий дворец Чакрасамвары в стране Оддияна (тиб. o rgyan, u rgyan – Страна Дакинь, Оддияна, Уддияна), он обнаружил там, что его путь преграждён группой плотоядных дакинь. Не устрашившись, он победил их, при помощи стеклянной лестницы взобравшись на железную стену, окружавшую дворец. Затем он пересек дворцовый ров с помощью драгоценного моста. В этот момент Тилопа встретил вторую группу дакинь, появившихся в облике женщин низких каст; в действительности они были министрами самой королевы. Преодолев их, Тилопа использовал ключ острой травы и вошел во дворец, где получил доступ к внутреннему святилищу королевы дакинь, Ваджрайогини, царицы Дхармакайи. Тилопа вошёл в мандалу королевы, и та немедленно провозгласила: "Ты – Чакрасамвара". Затем она дала ему абхишеки "вазы", "тайны", "мудрости" и "четвертую". Во время каждой абхишеки он получал инструкции по всем фазам практики. В дополнение к абхишекам Тилопа получил передачу учений Линии Нашёптывания.

У Тилопы было три главных ученика: Наропа, Ририпа и Кашорипа, но так как Марпе Лоцаве, тибетскому основателю традиции Кагью, передал учение Наропа, поэтому он (Наропа) является второй фигурой Близкой Линии".


Из текста Нгакпа Джампа Тхайе "Золотая гирлянда Кагью
от Господина Прибежища Ваджрадхары до Джецуна Гампопы"



Из духовных песен Тилопы

У облаков, которые плывут по небосклону,
Нет ни корней, ни дома,
Как нет их у мыслей, которые проплывают в сознании.
Стоит лишь обрести видение истинной природы "Я",
Как сразу исчезают различия двойственности.
Пространство порождает формы и краски,
Но само оно не окрашивается ни в черный, ни в белый цвет.
Истинная природа "Я" порождает все объекты,
Но ни пороки, ни добродетели
Не оставляют на ней пятен.
Вековая тьма не может затмить сияющего солнца.
Долгие кальпы Сансары никогда не скроют
Лучезарного света Ума.
Пусть мы объясняем Пустоту с помощью слов,
Но выразить Пустоту, как таковую, невозможно.
Пусть мы и говорим: "Ум есть лучезарный свет",
Но он вне слов и символов.
Пусть ум в сути своей есть Пустота,
Но он охватывает и содержит в себе всё.

Отрывок из "Песни Махамудры"



На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times