Геше Потова

Потова Ринченсэл (тиб. po to ba rin chen gsal) (1031-1105гг) – буддийский учитель школы Кадампа, один из трёх главных учеников Дромтонпы. Потова Ринченсэл широко известен как Геше Потова*.

  Потова

Потова Ринченсэл был одним из лучших учеников Учителя Дромтонпы. Вместе с двумя другими выдающимися учениками Пучунгвой Шонну Гьялценом и Ченнгавой Цултибаром они известны как Три брата. Когда Дромтонпа умирал, он сказал Потове: "Я не нашёл никого, кто бы мог стать вашим учителем. Смотрите на сутры как на своего учителя. Выше голову, не печальтесь".


"После смерти Дрома Потова созерцал до 50 лет. С 51 года проповедовал Учение. Недолго жил в Кентаке (Пэн-юл), в монастыре Долаг в Тартоге, Таглуне и других монастырях. У него было более тысячи учеников, постоянно его сопровождавших. Когда кто-то пытался навредить ему, он обычно говорил:

– Вообще-то, стать монахом – это решающее дело, а особенно – бодхисаттвой.

Он никогда не отвечал на зло, причинённое ему кем-то.

В области религии он высоко ценил "Бодхипатхапрадипу" (санскр. bodhipathapradīpa, тиб. lam gyi sgron ma, букв. "Светоч на Пути к Пробуждению") Учителя [Атиши]. Кроме этого текста он также прилежно проповедовал "Махаяна-сутраламкару", "Бодхисаттва-бхуми", "Шикша-самуччаю", "Бодхисаттвачарья-аватару", "Джатаки" ("Джатака-малу") и "Уданаваргу". Вышеперечисленные тексты известны как Шесть основных книг кадампинцев. Помимо этого он преподавал многие шастры. Где бы он ни излагал их, он не пропускал ни единого слова, но проповедовал их только ради практики. На склоне лет он построил Пото-гёнпа (в Пэн-юле) и поселился там. Он, бывало, говорил:

– Так называемая махамудра по смыслу согласуется с "Самадхираджа-сутрой", но нам не следует ни осуждать, ни практиковать её.

Подобным образом он высоко ценил только Учение Досточтимого Учителя Атиши. Обычно он говорил:

– По правде говоря, моим упадхьяей (санскр. upādhyāya, тиб. mkhan po – учитель, настоятель монастыря) был, кажется, Старый упасака Радренга (Дромтонпа).

Он не считал, что его обеты до ухода в Радренг (тиб. rwa sgreng) полностью соответствовали подлинной Пратимокше (санскр. pratimokṣa, тиб. so thar, букв. "личное освобождение" – свод правил для буддийских монахов). Он придерживался того взгляда, что монашеские обеты, не сопровождавшиеся чувством отвращения к миру, могут быть преобразованы в подлинные обеты Пратимокши последующим развитием чувства отвращения к миру. Это стало известно как преобразованные обеты (тиб. sdom pa gnas gyur).

Говорят, что громкое название кадам (тиб. bka' gdams) стало известно в его время. Благодаря Потове распространилось добродетельное поведение школы Кадам. Он заявлял, что является воплощением арья-стхавиры Ангаджи (тиб. yan lag 'byung, один из шестнадцати стхавир).

Потова родился в год Железа-Овцы (1031г), а умер в 75 лет в год Дерева-Курицы (1105г). Среди его великих учеников были Лан Чарабпа и Ньо Тагорпа – из Ньела; Бэмён Бучунгва и Рогмар-шурпа – из Дола; Ча и Паг – из Верхнего Цанга; Рам-динмава и Нан Тэулхэпа – из Нижнего Цанга; Лхаг и Ше – из Верхнего Ньянга; Согпова из Ягдэ".


Из "Синей Летописи" Гой-лоцавы Шоннупэла



Примечание: * Геше (тиб. dge bshes – сокращённо от dge ba'i bshes gnyen, санскр. kalyāṇamitra, букв. добродетельный друг) – духовный наставник. Со времён Кадампы название "геше" стало присваиваться как титул учёности монахам, изучавшим буддийскую философию. Это что-то вроде доктора буддийской философии. Существует четыре степени геше, наивысшая из них называется лхарампа (тиб. lha ram pa).



На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times