Наставники монастыря Сакья. Основание Сакьяпы

Школа Сакья представлена уникальным синтезом буддизма раннего (VIII век) и позднего (XI век) распространения в Тибете. Имя "Сакья" (тиб. sa skya) школа получила по называнию местности, на которой был построен храм Горум, первый монастырь Сакья. Тибетское слово "sa" означает "земля", а "skya" – это серый цвет, "серой землёй" назвали ту местность за цвет её почвы. В отличие от других школ тибетского буддизма, в Сакьяпе линия преемственности передаётся от отца к сыну.

 

Члены рода Кхон были приверженцами буддизма со времён Кхона Луй-Вангпо Сунгвы (тиб. 'khon klu'i dbang po bsrung ba), ученика Падмасамбхавы. Кхон Луй-Вангпо Сунгва был третьим из четырёх сыновей Кхона Пэлпоче (тиб. 'khon dpal po che), министра царя Трисонг Децена. Он стал одним из первых семи тибетцев, принявших посвящение в буддийские монахи. Эти первые монахи Тибета известны как Семь Мужей Испытания, или Семеро Избранных*, а Кхон Луй-Вангпо Сунгва известен как шестой из Семерых Избранных.

В 1073 году человек из знаменитого рода, Кхон Кончог Гьялпо (тиб. 'khon dkon mchog rgyal po / 1034-1102гг), получивший учения новой традиции Ламдрэ от Переводчика Дрогми, основал храм Горум, ставший сакьяпинским монастырём. На ряду с учением "Путь и [его] Плод" (тиб. lam 'bras) в монастыре практиковались садханы школы Ньингма, в том числе, практики Ваджракилаи. В Сакье объединились старая и новая традиция тантр.

Первоначально монастырь развивался и расширялся ламами, которые стали позднее называться пятью основателями Сакья. Это: Сачен Кюнга Ньингпо (тиб. sa chen kun dga' snying po / 1092-1158гг), Джецун Сонам Цэмо (тиб. rje btsun bsod nams rtse mo / 1142-1182гг), Дракпа Гьялцен (тиб. grags pa rgyal mtshan / 1147-1216гг), Сакья Пандита (тиб. sa skya paN Di ta / 1182-1251гг), Дрогон Чогьял Пхакпа (тиб. 'gro mgon chos rgyal 'phags pa / 1235-1280гг).

В "Синей Летописи" говорится:

"Потомками Дордже Ринпоче (тиб. rdo rje rin po che = tshe 'dzin – Цэдзин), четвёртого сына [министра Кхона Пэлпоче], были Шэраб Йонтэн, Йонтэн Чжунгнэ, Цултрим Гьялпо, Дордже Цугтор, Гэкьяб, Гэтон, Бэлпо и Шакья Лодрё. Все они были хорошо знакомы со старыми тантрами. У него было двое сыновей: старший – Шэраб Цултрим (тиб. shes rab tshul khrims), стал монахом; младший – Кончок Гьялпо (тиб. dkon mchog rgyal po), родившийся в год Дерева-Собаки (1034г), в сорокалетнем возрасте, в год Воды-Коровы (1073г), стал главой монастыря Сакья. Он скончался в 69 лет в год Воды-Коня (1102г).


Сачен Кюнга Ньингпо (1092-1158гг)  

Его сын Сачен Кюнга Ньингпо (тиб. sa chen kun dga' snying po) родился в год Воды-Обезьяны (1092г), когда его отцу было 59 лет. Отец умер, когда сыну было 11 лет. В тот год Бари-лоцава в возрасте 63 лет был назначен главой монастыря Сакья. Сачен Кюнга Ньингпо занимал этот пост 48 лет: с 20 до 67 лет. Он умер в год Земли-Тигра (1158г).


У Сачена было четверо сыновей. Кюнга Бар (тиб. kun dga' bar) ушёл в Индию и там умер в возрасте 220 лет, он был учёным человеком.


Его второй сын ачарья Сонам Цэмо (тиб. bsod nams rtse mo) родился в год Воды-Собаки (1142г), когда отцу был 51 год. Он умер в возрасте 41 года в год Воды-Тигра (1182г).

  Джецун Сонам Цэмо (1142-1182гг)

Дракпа Гьялцен (1147-1216гг)  

Третий сын, Досточтимый Дракпа Гьялцен (тиб. rje btsun grags pa rgyal mtshan) родился в год Огня-Зайца (1147г), когда отцу было 56 лет. На 26 году жизни, в год Воды-Дракона (1172г), он занял пост главы монастыря. Он умер в 70 лет, в год Огня-Мыши (1216г).


Четвёртый сын Пэлчен Вё-по (тиб. dpal chen 'od po) родился в год Железа-Коня (1150г), когда отцу было 59 лет. Он умер в 54 года, в год Воды-Свиньи (1203г).


У этого последнего было два сына. Cтаршим был Сакья Панчен (тиб. sa skya pan chen = sa skya paN Di ta kun dga' rgyal mtshan – Сакья Пандита Кюнга Гьялцен), он родился в год Воды-Тигра (1182г), когда его отцу было 33 года. В 63 года, в год Дерева-Дракона (1244г), он посетил императора (Годан-хана в Ганьсу). Он умер в 70 лет, в год Железа-Свиньи (1251г).

  Сакья Пандита (1182-1251гг)

Его младшим сыном был Санца Сонам Гьялцен (тиб. zangs tsha bsod nams rgyal mtshan), он родился в год Дерева-Дракона (1184г), когда отцу было 35 лет, а умер в 56 лет, в год Земли-Свиньи (1239г).


Дрогон Чогьял Пхакпа (1235-1280гг)  

Его сын Пхакпа-лама (тиб. 'phags pa bla ma = 'gro mgon chos rgyal 'phags pa – Дрогон Чогьял Пхакпа) родился в год Дерева-Овцы (1235г), когда его отцу было 52 года. В 10 лет он отправился на север в свите Чёджевы (тиб. chos rje ba = sa skya paN Di ta – Сакья Пандита). По пути в Сулпу он принял обет послушника в присутствии Наза Тренгсола (тиб. na bza' 'phreng gsol). В 18 лет, в год Воды-Коровы (1253г), он стал придворным ламой царевича Сэчена-Хубилая (тиб. se chen, монг. Qubilai, родился в 1215г).


В 21 год, в году Дерева-Зайца (1255г), он принял полное монашеское посвящение. В 26 лет, в год Железа-Обезьяны (1260г), когда Сэчен взошёл на императорский трон, он стал императорским наставником. В 31 год, в год Дерева-Коровы (1265г), вернулся в Тибет. В год Земли-Змеи (1269г) лама Пхакпа снова отправился к императорскому двору и провёл там семь лет. В 42 года, в год Огня-Мыши (1276г), он вернулся в свой монастырь Сакья. В год Огня-Коровы (1277г) он собрал в Чумиге (тиб. chu mig) религиозную ассамблею. В 49 лет, в год Железа-Дракона (1280г), он скончался.

Его младший брат Чагна (тиб. phyag na) родился в год Земли-Свиньи (1239г), когда отцу было 56 лет. В 6 лет он отправился на север в свите Чёджевы (Сакья Пандиты). В 29 лет, в год Земли-Собаки (1267г), он умер".**


В XIII веке с образованием Монгольской империи представители школы Сакья (тиб. sa skya pa) сыграли важную роль, как в судьбе Тибета, так и в судьбе государств, вошедших в новую империю. Монголы, принявшие при Дрогоне Чогьял Пхакпе буддизм, были настроены лояльно и по отношению к другим религиям. Все духовные лица освобождались от уплаты налогов. Тибет же, где во главе страны встала сакьяпинская администрация, вовсе не платил налогов. В это время под патронажем Монгольской империи Сакьяпа обретает главенствующее политическое влияние в стране. В центральном и восточном Тибете строятся храмы и монастыри: Лхакханг Ченпо (тиб. lha khang chen po, букв. "Великий храм" / 1268г), Гонкар Чод, Джекундо, Дзонгсар, Лхаганг и другие. После смерти сакьяпинского иерарха Даньи Зангпо Пала (время правления – 1305-1322гг), Сакья разделилась на две ветви: на управленческую власть претендовали монастырский комплекс Пхунцок (тиб. phun tshog gling) и комплекс Долма (тиб. sgrol ma).

Гой-лоцава Шоннупэл пишет:

"От рождения Кхона Кончога Гьялпо в год Дерева-Собаки (1034г) до смерти Сакья Панчена в год Железа-Свиньи (1251г) прошло 218 лет. За это время пролился дождь тантр и сутр, и тибетская земля хорошо пропиталась ими. После того, как в награду за посвящение император Сэчен даровал три провинции Тибета (У, Цанг, Кхам) вёнпо Пхакпе Ринпоче (тиб. dbon po – племянник, Дрогон Чогьял Пхакпа был племянником Сакья Пандиты), этот лама стал духовным главой страны, тогда как чиновники для управления делами назначались в свой черёд".

В 1350 году закончилась политическая власть Сакьяпы. Позднее получили развитие и подшколы Сакьяпы. Среди них: монастырь Нгор (основан в 1429 году), Налендра (основан в 1435 году), Дерге Лхундруптенг (основан в 1448 году), монастырь Танак Тубтен Намгьелинг (основан в 1478 году), Дра Дрангмочен (основан в начале XVI века).


Важную роль в установлении добрососедских взаимоотношений с Монгольской Империей сыграли представители школы Сакья в 1240-1350 годах. Принятие буддизма Угэдэй-ханом и его последователями не могло не отразится на политике Монголии в отношении подчинённых ей территорий. Об этом читайте на странице:


Отношения тибетских лам с монгольскими ханами (1240-1350гг)


Примечание:

* Семь Мужей Испытания, или Семеро Избранных (тиб. sad mi mi bdun, sad mi bdun), – семь тибетских юношей из аристократических семей, посвящённых в монашество Шантаракшитой и Падмасамбхавой во время правления Трисонг Децена. (^)

** На сегодня главой Сакьяпы является Его Святейшество Нгаванг Кюнга Тхегчен Палбар Тринли Вангги Гьялпо, Сакья Тридзин, он является сорок первым держателем традиции в непрерывной линии лам, которая восходит к 1073 году. Титул "Сакья Тридзин" (тиб. sa skya khri 'dzin) означает "Держатель трона школы Сакья" и присваивается главе Сакьяпы. Нынешний Сакья Тридзин получил своё первое посвящение в Учение Ламдрэ, когда ему было пять лет, а в возрасте семи лет он стал главой школы, в это время умер его отец. В 1959 году в возрасте 14 лет он покинул Тибет во время китайского военного вторжения и поселился в Индии. В качестве своей резиденции в изгнании он избрал Раджпур в индийском штате Уттар Прадеш. Согласно государственному протоколу, составленному Пятым Далай-ламой, Сакья Тридзин занимает второе место по важности после Далай-ламы, за ним следует Его Святейшество Панчен-лама. (^^)


На главную страницу    |   На дополнительную страницу