Лобсанг Трагпа. Жизнеописание Цонкапы

Ниже приводится жизнеописание ламы Цонкапы согласно "Синей Летописи" Гой-лоцавы Шоннупэла.


"Прошло более 720 лет после рождения царя-покровителя Дхармы Сонгцена Гампо, когда в этом мире появился Всезнающий Лобсанг Трагпа Пэл (тиб. blo bzang grags pa dpal = blo bzang grags pa'i dpal = blo bzang grags pa / 1357-1419 гг). Он родился в год Огня-Курицы в районе Цонка (тиб. tsong kha). В юности он получил введение в Пратимокшу (свод заповедей для монахов) и Тантру от великого кальянамитры (санскр. kalyāṇamitra, пали kalyāṇamitta, тиб. bshes gnyen – букв. "добродетельный друг", буддийский наставник) Дондруб Ринчена*, который сказал: "В провинциях У и Цанг изучай разные науки".


Сначала Цонкапа учился у многих кальянамитр Кьишо (тиб. skyi shod – долина в районе Лхасы). Затем он стал учеником достопочтенного Шонну Лодрё (тиб. gzhon nu blo gros). Он изучил почти всё содержание Питак и придерживался того мнения, что нет другого пути к Освобождению, кроме практики мудрости (санскр. prajñā). Так как это учение было основано на шастрах (на философских трактатах) школы Мадхьямика, он усердно изучал их. В области Тантр он считал основой "Шри-Гухьясамаджа-тантру" и доискивался до её сути. С его точки зрения Всезнающий Будон в совершенстве овладел большим количеством тантр (йога-тантр). Цонкапа изучал тантры этого класса под руководством Гонсум Дэченпа Чокьи Пэлпы (тиб. gong gsum bde chen pa chos kyi dpal pa) и Кьюнгпа Лхэпы (тиб. khyung pa lhas pa). Он придерживался той точки зрения, что Виная – это основа всего Учения Будды, и усердно изучал систему Винаи под руководством махаупадхьяи (великого настоятеля монастыря) Кьорлунгпы (тиб. skyor lung pa).

  Дже Цонкапа

Среди своих товарищей, изучающих философию, он чувствовал себя печальным и подавленным, хотя прекрасно понимал Писание (агаму) и науки (логику) и избегал недостойного поведения: никогда не обижал других, не кричал, не бегал, не прыгал и не танцевал. Так мне говорили мои учителя.

Некоторые из учителей, преподававших в старину, не одобряли жесты и восклицания, которые обычно сопровождают диспут. Потом он в основном проповедовал Учение, что было великим благом для слушающих его. Однажды, когда подобно гусям на пруду, где растут лотосы, вместе собрались много мудрецов, среди них был Учитель по имени Умапа (тиб. dbu ma pa), уроженец Амдо, которому в детстве на краткий миг явился Манджушри. Во время созерцания впоследствии у него постоянно возникало чистое видение бодхисаттвы, и он имел обыкновение советоваться с ним о своих ежедневных трудах.

От ламы Умапы Цонкапа получил посвящение Манджушри и начитывал мантры. За очень короткое время он добился чистого видения бодхисаттвы Манджушри и мог задавать ему вопросы, подобно тому, как ученик спрашивает учителя, и получал ответы на свои вопросы. Большую часть своего времени он проводил, созерцая бодхисаттву, который давал ему наставления. Манджушри предсказал ему, что он если он будет вести жизнь отшельника, то сможет принести Учению значительную пользу, гораздо большую, чем в нынешнем его состоянии. Он поступил так, как советовал бодхисаттва, и в сопровождении нескольких спутников отправился в Вёлкха (тиб. 'ol kha). Там он занимался созерцанием в разных обителях, самые дальние из которых находились в Бумтанге (тиб. bum thang = Бутан). Примерно в то же время его учителями были махаупадхьяя Чокьяб Зангпо (тиб. chos skyabs bzang po), чей ум достиг высокой ступени благодаря практике учения школы Кадам, и махаупадхьяя Лэкьи Дордже (тиб. las kyi rdo rje = санскр. Karmavajra – Кармаваджра), который никогда не оставлял практику бодхисаттв, получая поддержку от Тела, Речи и Ума Гухьяпати (санскр. Guhyapati, букв. "Владыка Тайны" = Ваджрапани).

Под их руководством Цонкапа изучал "Этапы Пути" (тиб. lam rim) Шри Дипанкара Джняны (прим: монашеское имя Атиши) и занимался соответствующей практикой. Один день он провёл у подножия горы с перевалом Мо-ла в Ньеле. Там ему было дано пророчество: "Ты станешь Буддой в этом мире. Знай это!" Его идам (йидам, божество-покровитель) также предсказал ему, что он сможет принести благо другим, следуя обетам Винаи.

Следуя этим указаниям, Учитель и его ученики стали носить монашеские одежды, которые отвечали правилам Винаи; носили с собою чаши для подаяния (санскр. pātra, тиб. lhung bzed), коврик для сидения (санскр. niṣadana, тиб. 'dings) и другие предметы, предписанные Винаей. Когда другие видели их, им становилось ясно, что перед ними посвящённые монахи. Затем он стал давать введение в Винаю ученикам, которые хотели слушать от него Учение в течении года или месяца. Да и не только это, так как многие говорили, что от одного звука его имени волосы на теле вставали дыбом.


Древо Прибежища Гелугпа  

Слава его распространилась во всех направлениях, и равных ему не было.

Так как он не считал достаточными только обеты Пратимокши, он развивал в умах учеников устремление к Просветлению. Они торжественно выражали своё желание достичь Просветления и посвящали себя практике бодхисаттв, ведущей к достижению Просветления на благо других. Он также сочинил шастру, разъясняющую соблюдение обетов, связанных с этими практиками. С его точки зрения, можно было практиковать обеты бодхисаттвы десятки миллионов кальп (т.е. космических периодов, включающих создание, развитие и разрушение Вселенной), но если у ученика нет мудрости, интуитивно постигающей Абсолют, он не сможет пересечь океан Сансары. Поэтому он сочинил трактат, излагающий учение об этапах Пути для трёх типов личности, где ясно объяснил свою теорию (тиб. lam rim chen mo – "Большое руководство к этапам Пути Пробуждения").


Как он считал, ступени Пути к Просветлению были почти полностью отражены в его системе, но, кроме того, для успешной практики необходимо было получить посвящение в систему Тантр, с помощью которой можно было достичь состояния будды уже в этой жизни. Итак, он написал много шастр, описывающих ступени Пути Тантр.

Особое внимание он уделил Гухьясамаджа-тантре, посвятив ей несколько комментариев, в которых опирался на тексты ачарьи Нагарджуны и его учеников. Сначала он трудился на благо других и посетил много разных стран. В начале года Земли-Быка (1409г) он провёл Большое Молитвенное Собрание (тиб. smon lam chen mo – праздник Великой Молитвы) и озарил собравшихся светом Учения. В том же году он основал монастырь Гандэн Нампар Гьялвэй-линг (тиб. dga' ldan rnam par rgyal ba'i gling, букв. "монастырь Совершенных Победителей Тушиты"). В год Дерева-Овцы (1415г) он отправился в Траши Доха (тиб. bkra shis do kha), где привёл во вращение колесо Учения Тантр и Сутр. Он собрал вместе несколько знатоков Трипитаки и классифицировал трудные вопросы Учения. Он провёл там около двух месяцев.

Затем, вернувшись в Гандэн, построил внешний храм, а внутри него воздвиг мандалу из драгоценных камней. В год Земли-Свиньи (1419г) он отправился к тёплым источникам Толунга (тиб. stod lungs – район севернее Лхасы). Когда он проповедовал Гухьясамаджа-тантру многочисленным кальянамитрам, которые собрались в монастыре Пэл Дрепунг (тиб. dpal 'bras spungs), он расположил проповеднический трон так, чтобы смотреть в сторону Гандэна.

Завершив комментарий на девятую главу тантры, Цонкапа проследовал в Гандэн. По пути туда он совершил обряд освящения [монастыря] в Сангакхаре (тиб. gsang sngags mkhar, букв. "Крепость тайной мантры"). Потом он получил приглашение от Лхапур Тушипы. В то время как Цонкапа находился у него, с неба раздался громкий звук божественного колокола, и, повинуясь ему, он отправился в свою резиденцию Гандэн. Прибыв туда, он передал Дхармасвамину (санскр. dharmasvāmin – титул настоятеля монастыря, букв. "Владыка Учения") Гьялцабу Ринпоче (тиб. rgyal tshab rin po che = rgyal tshab rje dhar ma rin chen / 1364-1432гг) шапку и монашеский плащ, что символизировало его назначение на трон настоятеля. Когда он погрузился в созерцание, его лицо сияло, как у шестнадцатилетнего, и это видели все ученики. И вскоре он ушёл в Чистое Измерение (тиб. dag pa'i dbyings). Это краткая история жизни и деятельности Достопочтенного Всеведущего (ламы Цонкапы). Благодаря праведности Достопочтенного даже те монахи, которые не встречались с ним лично, носили монашеские одежды (санскр. cīvara, тиб. chos gos), носили с собой сиденье для созерцания, чашу для подаяния и другие предметы, предписанные Винаей. Они перестали носить плащи с капюшоном, а вместо этого стали носить накидку (тиб. zla gam) и изменили цвет своих шапок на цвет золота.

Выше я поведал о его величии, как его видели обычные живые существа. Теперь – о его внутреннем величии.

В истории о наставлениях, которые дал Гухьяпати Ваджрапани махаупадхьяе Лэкьи Дордже, сказано: "Даже я, Ваджрапани, не смог оценить меру заслуг Суматикирти (тиб. blo bzang grags pa dpal)". В вышеупомянутом достоверном тексте говорится: "Впоследствии он родится бодхисаттвой Манджушригарбхой (санскр. Mañjuśrīgarbha, тиб. 'jam dpal snying po) на Небесах Тушита. В будущем он станет Татхагатой Симхасварой (санскр. Siṃhasvāra, тиб. seng ge'i nga ro, букв. "Львиный рык")". Из приведённых выше цитат ясно, что он был существом, обладавшим открытым умом, находился на одной из высших духовных ступеней и явился в этот мир ради блага живых существ".



Увеличенное изображение тханки "Древо Прибежища Гелугпа" [рамер: 278KB, 730х960х24b jpeg]


Примечание: * Дондруб Ринчен (тиб. don grub rin chen) родился в Амдо, учился в Центральном Тибете. Он основал знаменитый амдоский монастырь Чакьюнг-гонпа (тиб. bya khyung dgon pa, букв. "Монастырь гаруды") близ Паена, который считается первым монастырём школы Гелуг. (^)

На главную страницу    |   На дополнительную страницу   |   Шрифт VU Times