Бодхисаттва Авалокитешвара

Авалокитешвара (санскр. Avalokiteśvara, тиб. spyan ras gzigs – Ченрезиг, Chenrezig, букв. "Видящий Бог") – бодхисаттва семейства Падма (см. комментарий к Будде Амитабхе). Он – Бодхисаттва Сострадания.

  Четырёхрукий Авалокитешвара (тиб. Ченрезиг Чакчжипа)

Есть много форм Авалокитешвары. Среди тибетцев, которые считают Авалокитешвару покровителем своей страны, очень популярна форма Четырёхрукого Авалокитешвары (тиб. spyan ras gzigs phyag bzhi pa – Ченрезиг Чакжипа). В этой форме его изображают сидящим на лунном диске, который поддерживают лепестки распустившегося лотоса. Его тело белого цвета, он одет в прекрасные одежды и украшения Самбхогакаи. С левого плеча Авалокитешвары свисает оленья шкура. В двух руках у груди Бодхисаттва держит драгоценность, исполняющую задуманное, в двух других руках у него хрустальные чётки и лотос, символизирующий святую любовь и сострадание. Лотос – также символ семейства Падма, к которому принадлежит Авалокитешвара.


Падмапани Локешвара  

Другое имя Авалокитешвары – Падмапани (санскр. Padmapāṇi, тиб. phyag na pad mo), или "Держащий в руке лотос". Этим именем Авалокитешвару обычно называют в форме, где он стоит с одной рукой, опущенной в жесте благодеяния (варада-мудра / санскр. varada – принесение блага, оказание благодеяния), другая рука сложена у груди в жесте защиты (абхая-мудре / санскр. abhaya – бесстрашие, устранение страха), при этом он держит в ней цветок лотоса. В этой форме Падмапани Локешвару изображают белого, либо красного цвета.


Очень популярна форма тысячерукого Авалокитешвары с одиннадцатью лицами (тиб. spyan ras gzigs bcu gcig zhal – одиннадцатиликий Авалокитешвара), которую также называют Махакаруника (санскр. Mahākāruṇika, тиб. thugs rje chen po, букв. "Великий Сострадающий"). Великий Сострадающий – это синоним Авалокитешвары. С этой формой связана следующая легенда.

Бодхисаттва дал некогда монашеский обет спасти от пут Сансары всех живых существ. Однако когда он осознал, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и раскололась на несколько кусков. Будда Амитабха и Бодхисаттва Ваджрапани, видя это, восстановили тогда тело Авалокитешвары, придав ему новую форму: с тысячью руками и одиннадцатью головами. В такой форме Великий Сострадающий стал очень мощным.

В центре ладони каждой из рук Махакаруники находится по глазу, это символизирует единство мудрости (глаза) и умелых методов (руки). Цель бодхисаттвы – принесение истинного блага живущим существам; руки символизируют просветлённые деяния бодхисаттв, глаза – символ мудрого наблюдения. Единство бодхичитты намерения и бодхичитты применения, нет совершенства без их взаимодополняющей связи, – таков здесь основной смысл.


Тело Махакаруники белого цвета, он стоит на цветке распустившегося лотоса. Девять его лиц расположены в три ряда друг над другом, по три лица в каждом ряду. Их изображают красного, белого и зелёного цветов. Выше девяти голов – голова Ваджрапани в гневном аспекте, она синего цвета. Над ней располагается голова Будды Амитабхи, она красного цвета.

  Махакаруника

У Махакаруники восемь главных рук. В них он держит драгоценность, исполняющую задуманное, лотос, лук, стрелу, чашу, чётки, колесо Учения, одна из главных рук открыта и сложена в варада-мудре.

Ещё одна мирная форма Авалокитешвары – Кхарсапани (тиб. khar sa pa ni). Это простая форма, у Бодхисаттвы одна голова и две руки. Он сидит на лотосовом троне, правая нога спущена и опирается на меньший лотос (лалита-асана). Здесь Авалокитешвара проявляется как радостный, улыбающийся. Правая рука свисает у колена, левая – подтянута к груди. Обе сложены в мудре. Бодхисаттва украшен одеяниями Самбхогакаи, возле левого плеча вверх поднимается лотос.

Известна форма Авалокитешвары, едущего на льве, которая называется Синханада (санскр. Siṃhanāda, тиб. seng ge'i nga ro, букв. "Львиный Рык"). Бодхисаттва изображается сидящим на снежном льве в позе лалитасана, он в монашеской одежде, справа от него ритуальный посох-трезубец (санскр. khaṭvāṅga, triśūla), слева – лотос. Представленное ниже изображение Синханады – скульптура из ступы Кумбум.


Синханада (скульптура из ступы Кумбум, г. Гьянце)

Далай-лама, глава тибетского буддизма, глава правительства Тибета в изгнании, считается воплощением Бодхисаттвы Сострадания. Первого буддийского царя в Тибете Сонгцена Гампо (617-698г) также почитают как земное воплощение Авалокитешвары.


Другие изображения:

  1. Авалокитешвара и его мантра
  2. Четырёхрукий Авалокитешвара (Ченрезиг Чакжипа)
  3. Авалокитешвара в окружении эманаций богини Тары
  4. Авалокитешвара. Владыки Трёх Просветлённых Семейств
  5. Авалокитешвара Яб-Юм
  6. Авалокитешвара Яб-Юм
  7. Мандала Авалокитешвары
  8. Одиннадцатиликий Авалокитешвара (Махакаруника)
  9. Одиннадцатиликий Авалокитешвара
  10. Ченрезиг Чакжипа

spyan ras gzigs [Чен-ре-зик, Чен-ре-зи] Ченрезиг / Авалокитешвара
spyan [чен] чен – глаза
gzigs [зик] зик – смотреть, наблюдать
spyan gzigs [чен-зик] чензик – смотреть, видеть


На главную страницу    |   На дополнительную страницу