Наставники монастыря Сакья. Основание Сакьяпы
Члены рода Кхон были приверженцами буддизма со времён Кхона Луй-Вангпо Сунгвы (тиб. 'khon klu'i dbang po bsrung ba), ученика Падмасамбхавы. Кхон Луй-Вангпо Сунгва был третьим из четырёх сыновей Кхона Пэлпоче (тиб. 'khon dpal po che), министра царя Трисонг Децена. Он стал одним из первых семи тибетцев, принявших посвящение в буддийские монахи. Эти первые монахи Тибета известны как Семь Мужей Испытания, или Семеро Избранных*, а Кхон Луй-Вангпо Сунгва известен как шестой из Семерых Избранных. В 1073 году человек из знаменитого рода, Кхон Кончог Гьялпо (тиб. 'khon dkon mchog rgyal po / 1034-1102гг), получивший учения новой традиции Ламдрэ от Переводчика Дрогми, основал храм Горум, ставший сакьяпинским монастырём. На ряду с учением "Путь и [его] Плод" (тиб. lam 'bras) в монастыре практиковались садханы школы Ньингма, в том числе, практики Ваджракилаи. В Сакье объединились старая и новая традиция тантр. Первоначально монастырь развивался и расширялся ламами, которые стали позднее называться пятью основателями Сакья. Это: Сачен Кюнга Ньингпо (тиб. sa chen kun dga' snying po / 1092-1158гг), Джецун Сонам Цэмо (тиб. rje btsun bsod nams rtse mo / 1142-1182гг), Дракпа Гьялцен (тиб. grags pa rgyal mtshan / 1147-1216гг), Сакья Пандита (тиб. sa skya paN Di ta / 1182-1251гг), Дрогон Чогьял Пхакпа (тиб. 'gro mgon chos rgyal 'phags pa / 1235-1280гг). В "Синей Летописи" говорится: "Потомками Дордже Ринпоче (тиб. rdo rje rin po che = tshe 'dzin Цэдзин), четвёртого сына [министра Кхона Пэлпоче], были Шэраб Йонтэн, Йонтэн Чжунгнэ, Цултрим Гьялпо, Дордже Цугтор, Гэкьяб, Гэтон, Бэлпо и Шакья Лодрё. Все они были хорошо знакомы со старыми тантрами. У него было двое сыновей: старший Шэраб Цултрим (тиб. shes rab tshul khrims), стал монахом; младший Кончок Гьялпо (тиб. dkon mchog rgyal po), родившийся в год Дерева-Собаки (1034г), в сорокалетнем возрасте, в год Воды-Коровы (1073г), стал главой монастыря Сакья. Он скончался в 69 лет в год Воды-Коня (1102г).
У Сачена было четверо сыновей. Кюнга Бар (тиб. kun dga' bar) ушёл в Индию и там умер в возрасте 220 лет, он был учёным человеком.
Четвёртый сын Пэлчен Вё-по (тиб. dpal chen 'od po) родился в год Железа-Коня (1150г), когда отцу было 59 лет. Он умер в 54 года, в год Воды-Свиньи (1203г).
Его младшим сыном был Санца Сонам Гьялцен (тиб. zangs tsha bsod nams rgyal mtshan), он родился в год Дерева-Дракона (1184г), когда отцу было 35 лет, а умер в 56 лет, в год Земли-Свиньи (1239г).
В 21 год, в году Дерева-Зайца (1255г), он принял полное монашеское посвящение. В 26 лет, в год Железа-Обезьяны (1260г), когда Сэчен взошёл на императорский трон, он стал императорским наставником. В 31 год, в год Дерева-Коровы (1265г), вернулся в Тибет. В год Земли-Змеи (1269г) лама Пхакпа снова отправился к императорскому двору и провёл там семь лет. В 42 года, в год Огня-Мыши (1276г), он вернулся в свой монастырь Сакья. В год Огня-Коровы (1277г) он собрал в Чумиге (тиб. chu mig) религиозную ассамблею. В 49 лет, в год Железа-Дракона (1280г), он скончался. Его младший брат Чагна (тиб. phyag na) родился в год Земли-Свиньи (1239г), когда отцу было 56 лет. В 6 лет он отправился на север в свите Чёджевы (Сакья Пандиты). В 29 лет, в год Земли-Собаки (1267г), он умер".** В XIII веке с образованием Монгольской империи представители школы Сакья (тиб. sa skya pa) сыграли важную роль, как в судьбе Тибета, так и в судьбе государств, вошедших в новую империю. Монголы, принявшие при Дрогоне Чогьял Пхакпе буддизм, были настроены лояльно и по отношению к другим религиям. Все духовные лица освобождались от уплаты налогов. Тибет же, где во главе страны встала сакьяпинская администрация, вовсе не платил налогов. В это время под патронажем Монгольской империи Сакьяпа обретает главенствующее политическое влияние в стране. В центральном и восточном Тибете строятся храмы и монастыри: Лхакханг Ченпо (тиб. lha khang chen po, букв. "Великий храм" / 1268г), Гонкар Чод, Джекундо, Дзонгсар, Лхаганг и другие. После смерти сакьяпинского иерарха Даньи Зангпо Пала (время правления 1305-1322гг), Сакья разделилась на две ветви: на управленческую власть претендовали монастырский комплекс Пхунцок (тиб. phun tshog gling) и комплекс Долма (тиб. sgrol ma). Гой-лоцава Шоннупэл пишет: "От рождения Кхона Кончога Гьялпо в год Дерева-Собаки (1034г) до смерти Сакья Панчена в год Железа-Свиньи (1251г) прошло 218 лет. За это время пролился дождь тантр и сутр, и тибетская земля хорошо пропиталась ими. После того, как в награду за посвящение император Сэчен даровал три провинции Тибета (У, Цанг, Кхам) вёнпо Пхакпе Ринпоче (тиб. dbon po племянник, Дрогон Чогьял Пхакпа был племянником Сакья Пандиты), этот лама стал духовным главой страны, тогда как чиновники для управления делами назначались в свой черёд". В 1350 году закончилась политическая власть Сакьяпы. Позднее получили развитие и подшколы Сакьяпы. Среди них: монастырь Нгор (основан в 1429 году), Налендра (основан в 1435 году), Дерге Лхундруптенг (основан в 1448 году), монастырь Танак Тубтен Намгьелинг (основан в 1478 году), Дра Дрангмочен (основан в начале XVI века). Важную роль в установлении добрососедских взаимоотношений с Монгольской Империей сыграли представители школы Сакья в 1240-1350 годах. Принятие буддизма Угэдэй-ханом и его последователями не могло не отразится на политике Монголии в отношении подчинённых ей территорий. Об этом читайте на странице: Отношения тибетских лам с монгольскими ханами (1240-1350гг) Примечание: * Семь Мужей Испытания, или Семеро Избранных (тиб. sad mi mi bdun, sad mi bdun), семь тибетских юношей из аристократических семей, посвящённых в монашество Шантаракшитой и Падмасамбхавой во время правления Трисонг Децена. (^) ** На сегодня главой Сакьяпы является Его Святейшество Нгаванг Кюнга Тхегчен Палбар Тринли Вангги Гьялпо, Сакья Тридзин, он является сорок первым держателем традиции в непрерывной линии лам, которая восходит к 1073 году. Титул "Сакья Тридзин" (тиб. sa skya khri 'dzin) означает "Держатель трона школы Сакья" и присваивается главе Сакьяпы. Нынешний Сакья Тридзин получил своё первое посвящение в Учение Ламдрэ, когда ему было пять лет, а в возрасте семи лет он стал главой школы, в это время умер его отец. В 1959 году в возрасте 14 лет он покинул Тибет во время китайского военного вторжения и поселился в Индии. В качестве своей резиденции в изгнании он избрал Раджпур в индийском штате Уттар Прадеш. Согласно государственному протоколу, составленному Пятым Далай-ламой, Сакья Тридзин занимает второе место по важности после Далай-ламы, за ним следует Его Святейшество Панчен-лама. (^^) На главную страницу | На дополнительную страницу |